Мне, члену президиума первого съезда комсомола, выпало на долю большое счастье - участвовать в беседе президиума с товарищем Лениным. Когда читаешь теперь, в дни Отечественной войны, о краснодонских комсомольцах из «Молодой гвардии», сочетавших смертельную борьбу против фашистских извергов с самой нежной заботой о советских детях, о семьях красноармейцев, или слушаешь рассказы о повседневных героических делах бытовых отрядов ленинградского комсомола, - невольно вспоминаешь обстановку беседы у Владимира Ильича, его поразительное внимание, чуткость, любовь к людям и видишь, что лучшие сыны и дочери комсомола достойно восприняли эти прекрасные ленинские черты.
В октябре 1918 года, когда проходил первый съезд комсомола, в Москве было голодно. Направляясь в Кремль на приём к Ленину, мы по дороге купили вскладчину немного хлеба. За разговорами я не успела съесть свою долю хлеба до Кремля, а бросить оставшийся кусочек было жалко. Я крепко зажала его в руке и так вошла в кабинет к Ильичу.
Встреча с вождём революции произвела на нас потрясающее впечатление. Мы растерялись, позабыли всё, о чём нас уполномочил съезд рассказать Ленину, все те хорошие слова, которые мы мысленно произносили, идя к нему, самому родному. В груди бушевала радость, но мы не могли произнести ни слова. Владимир Ильич понял наше состояние и шутками, вопросами помог нам прийти в себя, незаметно вовлёк в оживлённую беседу о целях и задачах рождавшейся всероссийской юношеской коммунистической организации, о роли трудящейся молодёжи в борьбе за упрочение советской власти, за новый, социалистический строй, создавшийся в нашей стране.
Я устроилась на спинке кресла в стороне у окна, спрятав руку с хлебом за спинку кресла. В ходе беседы исчезло напряжение - и мы весело смеялись на острые Ильичёвы замечания и шутки, легко воспринимали полные глубочайшего смысла, но такие простые и ясные слова, которыми Ильич напутствовал на труд и подвиг юную комсомольскую рать.
Заканчивая с нами разговор, Владимир Ильич, обращаясь ко всем, неожиданно спросил:
- А кушать, ребятки, хотите?
Вопрос застал нас врасплох, и хотя мы дружно хором ответили отказом, Ильич написал нам записку к Якову Михайловичу Свердлову:
«Накормить обедом 11 членов президиума первого Всероссийского съезда союзов молодёжи».
Очень не хотелось нам отдавать этой маленькой бумажечки, на которой была запечатлена подпись Ленина. Но строгая требовательность Якова Михайловича, объяснившего нам, что советский деятель не может бесконтрольно расходовать ни золотника из добра, принадлежащего народу, покорила нас, и мы с сожалением отдали дорогую записку.
А вечером на съезде был радостный праздник. Мы рассказывали делегатам содержание беседы с Лениным.
С этой ленинской программой начал 25 лет тому назад свой путь наш ленинско - сталинский комсомол.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.