За час до казни

Виталий Меньшиков| опубликовано в номере №984, май 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

О чем думали борцы-антифашисты на пороге смерти, подводя итог своей жизни, часто короткой, ибо многим из них было лишь по 19 — 20 лет? Что завещали они нам, когда в последний раз писали свои письма родным, товарищам по подполью, ожидая прихода фашистских палачей в камерах смертников?

В чем видели они смысл жизни? Что помогло им переносить самые зверские пытки и мучения и победить в моральной схватке с гестапо, тюремщиками и юстицией «третьего рейха»?

Почему, наконец, они готовы были пожертвовать своей собственной жизнью и шли на эшафот с высоко поднятой головой, не прося пощады у фашистских палачей, до последнего вздоха оставались мужественными людьми?

Ответ на это — в строках писем австрийских антифашистов, участников Сопротивления, приговоренных к смерти и казненных гитлеровцами. Разными путями эти письма вырвались из страшных застенков: их писали невидимыми чернилами, зашивали в тюремные матрацы, одежду, которую после казни передавали родственникам погибших.

В последних письмах казненных борцов Сопротивления — коммунистов и социалистов, атеистов и верующих, рабочих и студентов, руководителей и рядовых борцов Сопротивления, — читатель, ты найдешь и призыв, обращенный к нам, людям 60-х годов, призыв бороться против фашизма, призыв быть всегда бдительным перед нацистской угрозой!

Австрийские коммунисты были тем авангардом в движении Сопротивления против фашистской тирании на австрийской земле, который понес большие жертвы, подняв знамя борьбы за освобождение своей родины, против преступной гитлеровской войны.

1 400 австрийских коммунистов, среди них 13 членов ЦК компартии, были казнены гитлеровцами. Тысячи австрийских коммунистов были брошены в застенки гестапо, обречены на уничтожение в фашистских концентрационных лагерях. Об их несгибаемой стойкости, мужестве, высоком понимании своего интернационального долга, преданности коммунистическому мировоззрению свидетельствуют не только письма казненных коммунистов, но и показания очевидцев, видевших в застенках нацизма, у самых эшафотов, как боролись в тюрьмах и умирали коммунисты.

Австрийский публицист антифашист Герберт Штайнер более 20 лет собирал письма участников австрийского движения Сопротивления.

Мы познакомим читателей с некоторыми письмами погибших австрийских антифашистов, собранных Г. Штайнером в документальной книге «ПРИГОВОРЕННЫЕ К СМЕРТИ».

Франц Магер, родился 2 июня 1895 года, водитель трамвая, функционер подпольного профсоюзного движения. Казнен 26 февраля 1943 года

«Дороже собственного спасения». (Прощальное письмо своей семье)

«...Я хочу на этих листках сообщить вам мои последние мысли и пожелания.

...При всей нашей выдержке и несмотря на постоянную готовность к встрече со смертью, все же является ужасным испытанием для нервов, когда из собственной или соседней камеры забирают узников на казнь. В те дни, когда это происходит, большей частью в среду, четверг или пятницу, вздрагиваешь еще тогда, когда слышишь приближающиеся к камере шаги или бряцание ключей перед дверью камеры.

Невозможно описать наше состояние. Мы между жизнью и смертью, бесправные, подобны животному, предназначенному на убой. На нас только самая необходимая тюремная одежда: брюки, куртка, тряпичная бескозырка и деревянные башмаки. Брюки с широкими черными лампасами — знак приговоренного к смерти; рубашка, кальсоны, платок, полотенце и носки. Из личной собственности одна только зубная щетка. Волосы коротко подстрижены, каждые две недели бороду нам бреют машинкой. Свет горит всю ночь напролет. На ночь свою одежду мы должны класть на пороге, перед дверью камеры...

...С 23 ноября 1942 года, то есть на протяжении 55 дней моего пребывания здесь, было уже казнено 110 человек...

...Я ожидаю приближающуюся смерть спокойно, взяв себя в руки. Я не рассматривал интернационализм как нечто противостоящее и враждебное нации, а как разумное сочетание различных национальных интересов с интересами прогрессивного развития всего человечества. Я всегда был верен моему народу и моей родине... Мое демократическое мировоззрение привело меня к сплачивающему народы интернациональному социализму.

...Я должен умереть, потому что солидарность стала моей плотью и кровью, потому что мои товарищи, их жизнь, мои коллеги по работе и их жизнь для меня дороже, чем собственное спасение».

Карл Роман Шольц, хормейстер из монастыря Клостернейбург, руководитель молодежной группы Сопротивления. Казнен 10 мая 1944 года.

«Самое трудное в жизни». (Последнее письмо от 15 февраля 1944 года)

«...Как человек и патриот, я ни о чем не сожалею. Перед моими друзьями я чувствую себя так же оправданным за свои поступки, как и перед самим собой. В этой моей убежденности ничто не сможет изменить — ни весь учиненный надо мной юридический фарс, ни все попытки уничтожить меня морально...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Молодежь — Наука — Производство

Чтобы стали хозяевами

Психология и космос

Эмоции космонавта