Японские педагоги «волшебные кирпичики»

Анатолий Мамонов| опубликовано в номере №1329, сентябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

На одной из улиц токийского района Накано расположилась штаб-квартира Общества художественного воспитания (Гэйдзюцу кёику-но кай). Здесь же находится и Институт художественного воспитания (Гэйдзюцу кёи-ку кэнкюдзё).

Недавно в редакцию «Смены» пришло письмо научной сотрудницы Института художественного воспитания Хироко Абэ, в котором излагаются новейшие достижения японской педагогической науки в эстетическом воспитании детей начиная с самого раннего возраста. При этом детально рассматривается один из аспектов новой методики, который сформулирован в заголовке к письму-исследованию: «О формировании человека посредством игрушки». Конкретно речь идет не об игрушках вообще, но о способах постижения окружающего мира с помощью такого нехитрого игрушечного набора, как пластиковые элементы разной величины (назовем их условно «кирпичиками»).

Сама Хироко Абэ занимается исследованиями в области «педагогики скульптуры», то есть изучением эффекта преподавания скульптуры как предмета. В настоящее же время внимание исследовательницы поглощено освоением новых материалов и применением их в научно-педагогической практике. Пластиковые цветные «кирпичики» системы «лего», получившие широкое распространение по всему миру, и послужили материалом для научного эксперимента.

Достаточно беглого взгляда, чтобы заметить: «кирпичики» позволяют создавать буквально шедевры игрушечного зодчества. Простые на вид, они легко превращаются в разнообразные объемные сооружения, в том числе круглые, конусообразные, пирамидальные и т. д.

Пластиковые «кирпичики» уже на первом уроке перестают быть инструментом в руках педагогов, превращаясь в орудие познания мира самими детьми. Игрушка становится достоянием коллектива, интересным для всех, она вошла в учебные классы, где решается сложнейшая проблема формирования личности.

Хироко Абэ проводила свои исследования и практические занятия в яслях, детских садах, начальной школе.

Почему же именно такие «кирпичики» используются в учебных группах учеными Института художественного воспитания? Дело в том, замечает Хироко Абэ, что в Европе (где, к слову сказать, изобретена система «лего») с давних пор существует традиционный комплекс учебных пособий, призванных побудить детей осознать многообразие предметов. Поэтому в круг этих пособий включены разнообразные игрушки. Относясь к такого рода готовым комплексам критически, Хироко Абэ видит в них некоторую излишнюю Заданность. Она считает, что обучение в этом случае зиждется в основном на распознании различий, но в меньшей степени ставит цель будоражить, стимулировать фантазию. Принципиально иной характер носит использование в качестве учебных пособий пластиковых элементов «лего». Именно эти разноцветные «кирпичики», позволяющие сконструировать любую модель, вызывают гораздо более яркое и более активное представление о многообразии окружающего мира, открывают простор игре. «Это и есть первый урок обучения красоте, – пишет Хироко Абэ. – Я всегда с пафосом обращаюсь ко многим людям со словами: «Вот простой «кирпичик». Только и всего. Но именно благодаря ему можно воссоздавать пространственные представления – даль, высоту, объем...»

Предлагаем читателям «Смены» ознакомиться с фотографиями игрушечных произведений, созданных как взрослыми, людьми разных профессий, так и детьми дошкольного и школьного возраста (фото Такэси Аомидзу). Воспользуемся любезным приглашением японских друзей и совершим небольшую экскурсию по выставке слайдов, прибывшей в Москву в конверте с почтовым штемпелем Страны восходящего солнца...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Всё – сплошной обман…»

Несколько мнений о «летающих тарелках»