– У вас есть кумиры, Яак?
– Клифф Ричард. Был и есть. Артист с яркой индивидуальностью. Смотрите, сколько всяких течений и направлений родилось и умерло, сколько «звезд» погасло, а он есть. Из наших эстрадных певцов с большим уважением отношусь к Софии Ротару, Алле Пугачевой.
– Вы как-то заметили: «На гастролях день очень длинный, намного длиннее, чем дома». И чем вы его заполняете? Ведь концерты только вечером?
– Смотрю город, окрестности. Вообще столько всего нового узнаешь! Часто приходится бывать с концертами на заводах и фабриках. Я уже познакомился с массой всяких производств. Знаю теперь, как делают тракторы, макароны, гвозди. Недавно в Куйбышеве побывал на шоколадной фабрике «Россия». Очень интересно и... вкусно.
– Яак, вам так часто приходится выходить на сцену, вы, наверное, уже привыкли и вовсе не волнуетесь?
– Когда я еще только начинал петь на профессиональной эстраде, перед выходом я бывал сам не свой, холодели руки, из головы, казалось, все вылетало, и я думал: скорее бежать отсюда подальше, к чему мне эта нервотрепка?! Так, в Сопоте выхожу на сцену Лесной оперы, ноги ватные, думаю: международный конкурс, такой масштаб, я-то здесь при чем... Но все кончилось хорошо. И уже, казалось бы, ко всему пора привыкнуть, но все равно волнуюсь перед каждым выступлением. Какой-то крохотный чертик сидит внутри и не дает никогда успокоиться. Вообще если артист за пять . минут до выхода преспокойно уплетает яичницу, если ему плевать на все, значит, дела его плохи, он уже ремесленник.
– Кстати, влияет ли на ваше выступление «величина» сцены?
– Хотите сказать, на маленькой провинциальной эстраде я могу меньше растрачиваться, поберечь про запас силы, энергию? Так?
– Примерно.
– Нет, не могу. И выкладываюсь. одинаково в залах любого размера. Ведь есть масса людей, которые не могут приехать в большой город на концерт. Но этим людям тоже нужна песня. И я должен спеть для них ничуть не хуже, а даже лучше, чем на солидной эстраде. Чтобы люди, уходя с концерта, не сказали: «Потерянное время». По-моему, это самые обидные слова для артиста. Значит, его искусство не дошло до ума и сердца слушателей, то есть вечер прошел впустую. В общем, если люди пожертвовали для меня свободным временем, я не имею права их разочаровать. И еще: там, в провинции, не такой уж богатый выбор для зрителей, часто мы, гастрольная группа, единственное вечернее культурное мероприятие в маленьком городе. Тут уж надо стараться изо всех сил: ведь по нас судят обо всей эстраде.
– Яак, когда вы возвращаетесь в Таллинн...
– То у меня бывает полно работы. Во-первых, выступаю со своей группой «Радар». Мы постоянно готовим что-то новое. Летом принимали участие в культурной программе Олимпиады. Основная наша концертная площадка была на Таллинской регате, но ездили также в Москву, Ленинград. Сейчас снова готовим «премьеру», но это пока секрет.
Во-вторых, когда возвращаюсь в Таллин? Я иду на радио. Там у нас со звукорежиссером Эдуардом Каттаем тоже дел хватает. Работа в студии звукозаписи доставляет мне истинное удовольствие. И если со мной что-нибудь случится вдруг – видите, я говорю уже как старик – ну что-нибудь такое, из-за чего я не смогу выступать, вдруг потеряю голос, тогда пойду... в звукорежиссеры. Это самая интересная работа... после пения, конечно.
– Работа, работа – это слово чаще всего встречается в ваших ответах. Но ведь есть же, наверное, и хобби?
– Если появляется свободное время, люблю посидеть в четырех стенах собственной квартиры, чтобы вокруг ни зрителей, ни слушателей. Но эта жажда одиночества быстро проходит. Впрочем, это не хобби. Тогда вот так. Мое хобби: музыка, музыка, музыка! Слушать, играть, сочинять, импровизировать. Но свои сочинения пока никому не показываю, прячу в «дальний ящик».
– Некоторые наши читатели считают, что лишь классическая музыка будит мысль, заставляет работать мозг, а эстрадная, в особенности рок-музыка, кроме нескольких приятных минут да расшатанной впоследствии нервной системы, ничего не дает. Что вы думаете но этому поводу?
– Начнем с того, что сам я люблю разную музыку. И в зависимости от настроения с удовольствием слушаю Баха и импровизации Элтона Джона. Ну, а рок-музыка? Явление незаурядное. Это не только мое личное мнение, а мнение критиков-профессионалов. Не согласен, будто только классическая музыка «будит мысль», а рок только «расшатывает» нервную систему. Все зависит от качества музыки и доз, в которых ее воспринимать. Звуковой хаос, усиленный при помощи современных технических средств, нервы, конечно, не укрепляет. Но опять же не знаю, как я стану воспринимать любимого Баха, если он будет звучать в моей комнате двадцать четыре часа подряд.
Мои музыкальные пристрастия со временем меняются. Сегодня меня очень интересует джаз-рок. Его называют «высшей ступенью рок-музыки». Это все, конечно, спорно. Но определенно одно: ранний рок-н-ролл, тот, который прапрадедушка джаз-рока, превратился в многосложную музыкальную форму. Тут и исполнители должны быть профессионалами в лучшем смысле слова, и слушателям требуется определенная подготовка. Помните, что сказал Дмитрий Дмитриевич Шостакович? «Современная музыка сложна. Но разве так уж просты сразу и до конца были понятны современникам Бетховен, Мусоргский, Скрябин?»
Современный рок напоминает губку. Ансамбли, исполняющие джаз-рок, используют в своих пьесах обработки и интерпретации произведений Баха, Бетховена, Чайковского. И получаются вовсе не пародии на классиков, а интересные, достойные внимания вещи.
Я слышал, например, как один японец исполнял «Картинки с выставки» Мусоргского с помощью сложного синтезатора. «Картинки» я сразу и не узнал. Они совершенно преобразились, в хорошем смысле, в них появилось что-то фантастическое. Несколько странно, но любопытно. Каким будет рок в будущем? Кто предскажет? Может, исчезнет вовсе, уступив место старине, классике. А скорее всего достигнет наивысшего подъема, вобрав в себя самые различные стили. Ведь он уже «заинтересовался» ближневосточными мотивами, английскими детскими песенками, деревенскими балладами, классикой. И у этого направления в музыке все больше почитателей. Клифф Ричард, выступая в нашей стране, сказал: «Когда-то меня слушала только молодежь, теперь – люди от 15 до 50». А Клифф – «рокер» с двадцатилетним стажем.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.