Судьба Валерия Филиппова типична для молодого поколения 60-х годов. Он и его сверстники идут туда, где труднее, где больше всего нужны смелые сердца и крепкие руки. Вот почему я с разрешения Валерия предлагаю читателям «Смены» отрывки из его дневника.
В. Федоров, журналист. г. Хабаровск.
Вот мы уже и в совхозе! Собственно, почему я начинаю дневник с такой патетической фразы? Ведь я пока что хочу сказать совсем о другом. Черт возьми, как это сложно– поверять бумаге свои мысли! Я никогда не вел дневника. А сейчас. сейчас мне кажется, что без дневника жизнь будет неполной. Ведь в нем я хочу не только рассказывать, но и спорить, ругаться с теми, кто, прочитав строки Ромена Роллана: «Труд–это борьба; борьба – это удовольствие», – скривив нижнюю губу, небрежно бросает: «Чепуха». Я знаю таких, есть они.
«Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать», – говорил Герцен.
Это правда...
Вчера я умышленно отложил дневник. Мне хотелось все хорошенько обдумать.
* * *
Все началось с того, что однажды после урока истории мой друг, школьный философ Славка Страшнов, написал мелом на доске:
«Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами.
В. И. Ленин».
Потом он встал на кафедру и сказал:
– Ребята, я предлагаю после десятилетки всем классом поехать в совхоз. Подумайте, времени у нас еще много.
Кое-кто из ребят ездил летом работать в село. А я попал в геологическую партию. Мне страшно понравилось бродить по тайге, собирать разные камни, образцы породы, перебираться через быстрые и холодные ручьи, спать в палатке и мечтать о том дне, когда однажды ты придешь в лагерь и скажешь: «Я нашел кимберлитовую трубку!».
В общем, я здорово увлекся геологией и не думал о предложении Славки поехать на работу в деревню. Я был убежден: стану только геологом. А после новогоднего вечера, на который я пришел в костюме геолога, с бородой и отбойным молотком, меня даже прозвали «Геолог».
Сам я только и мечтал о том времени, когда получу аттестат и стану студентом горного института.
Когда наши мальчишки и девчонки снова, и уже окончательно, заговорили о поездке в совхоз, меня они даже не агитировали. Я слышал, как кто-то из них сказал:
– У Валерки путь в жизни выбран.
Я гордился этим. Мне казалось, что я был единственным в классе, у кого так правильно складывалась жизнь.
Но все вышло совсем иначе.
...Почему я вдруг изменил свое решение? Почему я решил не поступать в горный институт? У меня состоялся разговор с братом. Узнав о решении моих одноклассников, он сказал:
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.