Девушки, которых вы видите на снимках, — продавщицы отдела готового платья Московского центрального универмага. «Особенные, наверно, если о них пишут», — подумает кто-нибудь из читателей. Нет. Обыкновенные. И секция № 28 ЦУМа, где они работают, тоже, как говорится, самая типичная — одна из многих сотен таких же, ведущих, по словам самих продавцов, «активную торговлю».
Мы идем вдоль стенда мужских демисезонных пальто. Черные, серые, коричневые, прямые, с поясами, с разрезами на боках и сзади, с рукавами реглан и вшитыми — на любой вкус. Я обращаюсь к одной из продавщиц с просьбой рассказать о себе.
— Знаете, мне очень нравится моя работа, — говорит Нина Сундук. — Ежедневно приходят сотни людей с разными требованиями, запросами. И так хочется, чтобы все остались довольны покупками! Скоро окончу техникум, стану товароведом.
Нина вместе с продавцами секции, с заведующей Зинаидой Сергеевной Несовой каждый месяц бывает на предприятиях, отбирает товар. Они не только строгие контролеры и критики, но и, что не менее важно, квалифицированные советчики: ведь продавцы лучше знают, что пользуется спросом, а что залеживается.
Зинаида Сергеевна знакомит меня с высоким, худощавым парнем:
— Игорь Тимофеев. Наш постоянный представитель на фабрике имени Клары Цеткин. Из-за каждого неудачного пальто всех на ноги поднимет: и конструктора, и инженеров, и товароведов, и директора. Принципиальный! Его и на фабрике так называют...
Продавцы секции № 28 готового платья ЦУМа — частые гости не только на фабриках, но и в Доме моделей на Кузнецком мосту. Володя Корольков, Нина Сундук, Галя Макеева, Катя Чижова, Игорь Тимофеев — постоянные участники просмотра новых моделей. Они хоть и не «законодатели» мод, но должны знать, какие фасоны, ткани будут популярны в следующем сезоне, чтобы иметь право сказать покупателю: это современно, это вам подойдет.
Два раза в год на фабриках происходит «расписание моделей» — просмотр, обсуждение и утверждение к массовому производству новых образцов. Художники, конструкторы из Дома моделей, работники фабрик и торговых предприятий подолгу спорят о линиях, вытачках, силуэтах пальто. И нередко та или иная модель, по требованию продавцов, заведующих отделами, товароведов снимается с производства.
— Мы во многом ответственны за то, как одеваются люди, — говорит 'Зинаида Сергеевна. — Часто нас просят: «Подберите пальто сами. Я надеюсь на ваш вкус». Такое доверие — самая лучшая награда продавцу. Чтобы оправдать его, мы учимся сами и учим других. Это и есть «активная торговля».
В «Уголке продавца» ЦУМа висит листок с отпечатанным на машинке текстом, который начинается словами: «Законы чести продавцов». Я читаю один из законов: «Бойся стать равнодушным. Старайся, чтобы покупатель не потерял напрасно ни одной секунды свободного времени. Из секунд складываются часы творчества, учебы, отдыха... Трудись творчески!»
— Так мы и стараемся работать, — говорит Нина. — И до чего приятно, когда встречаешь на улице людей в элегантных пальто, купленных у нас. Встречаешь, как добрых знакомых.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.