А теперь предоставим слово заведующему лабораторией игровой деятельности школьников НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, кандидату педагогических наук О. Газману:
– Думаю, каждый согласится, что наряду с лекциями, беседами в воспитании подростков должны использоваться и активные приемы групповой работы, когда благодаря воспроизведению жизненных коллизий выявляется подлинное, а не книжное отношение к жизненным фактам, когда возникает основа для коллективного анализа, когда можно опираться на общественное мнение. Этими достоинствами, несомненно, обладает игра. И не следует педагогике забывать средства, издревле ей принадлежащего... Стиль и тон общения со школьниками в игре и на уроке разные. Не всякому педагогу под силу создать игровую атмосферу, а главное – поддержать ее. Пусть косвенно, пусть доброжелательно, пусть с иносказаниями, но в игре будет звучать не только самокритика, но и критика... А готовы ли мы – учителя, родители – к ней? А вдруг окрик, обида, подозрение в посягательстве на авторитет? Тогда уж не до игры... Готовить специалистов в игровой деятельности нужно специально. И это, на мой взгляд, забота не только научно-исследовательских институтов АПН, но и педагогических вузов, институтов усовершенствования учителей.
...Осталось, пожалуй, ответить лишь на один вопрос, вероятно, возникший у читателей: как широко распространен этот необычный эксперимент? К сожалению, ученики лишь семи школ – пяти новосибирских и двух московских – могут похвастать своим участием в научно подготовленных ролевых играх. Чем обусловлена такая география? Секрет прост. Москва – местонахождением новой лаборатории. Новосибирск – местом постоянного жительства аспирантки этой лаборатории Михайловой. Других подготовленных специалистов в игровой деятельности старшеклассников пока нет. И может быть, эта информация подтолкнет к нужным действиям комитеты комсомола многочисленных педагогических вузов? Во всяком случае, сотрудники лаборатории ждут единомышленников.
В 12-м номере читайте о писателе, которого сам «отец народов» называл патриархом русской литературы – Алексее Максимовиче Горьком, о художнике Лейбе-Хаиме Розенберге, которого мы знаем как Леона Бакста, о блистательной жизни и трагическом уходе великой певицы XIX века Евлалии Павловны Кадминой, о Екатерине Долгорукой – фаворитке, а затем и супруге Александра II, об известном шахматисте, журналисте, редакторе, авторе многих книг Юрии Львовиче Авербахе, ретро-детектив Натальи Рыжковой «Сумерки богинь» и многое другое.