На разных меридианах трудятся локомотивы с маркой «ВЗОР» – Ворошиловградского завода имени Октябрьской революции. И они давно уже завоевали солидную репутацию. Тепловозы из города над Луганью отмечены высокими наградами ВДНХ СССР и Украины, завоевывали золотые медали на международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве.
...«Первенец» появился здесь зимой 1956 года.
Именно тогда предприятием был выпущен «последний из могикан» – паровоз серии «СО» (в честь Серго Орджоникидзе). Выполняя решения партии о
переходе железнодорожного транспорта на более
экономичные виды тяги, ворошиловградцы приступили к освоению тепловозов. И родился «ТЭ-3», локомотив, в который было «впряжено» две тысячи
лошадиных сил и который рядом с устаревшими паровозами казался настоящим красавцем. Его родословная корнями уходила в историю...
4 января 1922 года по инициативе В. И. Ленина Совет Труда и Обороны принял историческое решение, положившее начало отечественному тепловозостроению. Теплотехническому институту поручалось организовать разработку эскизных проектов тепловозов. А в канун седьмой годовщины
Октября первый советский тепловоз, Изготовленный совместными усилиями коллективов ленинградских заводов «Красный путиловец», «Электрик» и Балтийского судостроительного, совершил свой первый рейс по Октябрьской железной дороге.
Ныне большинство всех отечественных магистральных тепловозов производится в Ворошиловграде. И все чаще от ворот предприятия берут они курс на восток... Их ждут новостройки Сибири, Забайкалья, знаменитый БАМ... В частности, в Тынде хорошо себя зарекомендовали ворошиловградские тепловозы «М-62», используемые для пассажирских перевозок, и старые, но испытанные и надежные машины «ТЭЗ», которые осуществляют грузовые перевозки. Но с вводом в строй действующих северной линии Тында – Беркакит объем грузоперевозок намного возрастет, стране нужны ценные угли Южной Якутии, и потому на помощь «старичкам» «ТЭ-3» приходят их более мощные и скоростные собратья серии «2ТЭ-10В». Они, кстати, получили отличный отзыв, железнодорожников Забайкальской дороги, где условия работы сходны с бамовскими. Около 20 таких машин уже прибыло в Тынду.
Интересно заметить, что вот уже больше года в Тындинском депо трудится маневровый тепловоз «ТЭМ-2» с именной надписью «Пионерский – БАМу», изготовленный из металлолома, собранного пионерами Ворошиловградщины. Подготовлен для этого края и еще один пионерский подарок. Четыре года назад на VII республиканском слете украинских пионеров представители трех областей – Ворошиловградский, Киевский и Черкасский – выступили с предложением собрать металлический лом, чтобы построить тепловозы для Байкало Амурской магистрали. Так началась увлекательная операция «ПионерБАМстрой». За это время пионерами собрано такое количество металлолома, из которого можно построить 200 локомотивов!
Символический ключ от тепловоза «Пионеры Украины – БАМу», этот трудовой подарок юных ленинцев 60-летию ВЛКСМ, принимал молодой гвардеец пятилетки, ударник коммунистического труда, комсомолец Сергей Кипа, которому выпала честь доставить машину до места назначения.
Мчат дорогами Сибири и Дальнего Востока стремительные железнодорожные Лайнеры с маркой «ВЗОР». И парк их все время будет пополняться, ибо ворошиловградские локомотивостроители сознают свою ответственность перед сибирскими первопроходцами. Полным ходом ведутся работы по созданию сверхмощного газотурбовоза мощностью в восемь тысяч лошадиных сил, проходит испытания тепловоз серии «2ТЭ-121», строительство которого предусмотрено «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы». Наконец, завершилась работа над грузовым тепловозом в четырехсекционном исполнении «4ТЭ-130», предназначенным специально для Байкало-Амурской магистрали. Мощность этого исполина – двенадцать тысяч лошадиных сил. И в создание всех этих машин, как уже действующих, так и тех, которые только что рождаются, вложены труд и инициатива комсомольцев дважды орденоносного предприятия. Таких, как, например, комсомольско-молодежная бригада слесарей-сборщиков из кузовного цеха, которую возглавляет Владимир Гостев, Рабочие бригады призвали своих коллег из других цехов усилить борьбу за экономию металла, сырья и энергоресурсов и за счет этого изготовить к юбилею комсомола дополнительный тепловоз. Их призыв нашел горячий отклик, и в канун комсомольского праздника «Комсомолец Донбасса» вышел на рельсы. Комсомольско-молодежный коллектив кузнеца Василия Катаргина за ударный труд был удостоен почетного права сфотографироваться на легендарном крейсере «Аврора». Помня о наказе Ильича – всюду проявлять комсомольскую инициативу и свой почин, работают слесари-сборщики тепловозосборочного цеха из бригады Вячеслава Шерстюка и многие-многие другие молодые рабочие и инженеры завода, где рождаются машины с маркой «ВЗОР».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.