Воздать в граните память

Борис Гельман| опубликовано в номере №1242, февраль 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце 50-х годов Севастопольский горком ЛКСМ Украины объявил

конкурс на проект памятника комсомольцам – защитникам Севастополя. Матрос Станислав Чиж решил принять в нем участие. За плечами у него была

учеба в Ленинграде в Высшем художественно-промышленном училище

имени В. И. Мухиной и Одесском художественном училище. Станислав знакомился с историей комсомольской организации города, подвигами моряков-черноморцев, беседовал с ветеранами – участниками событий...

Его проект был принят. И вот поднялись гранитной скалой солдат, матрос и девушка. Они на огненной черте, за ними Севастополь. Ни шагу назад! Скульптор будто выхватил сцену прямо из боя.

Эта композиция стала началом творческой биографии скульптора Станислава Чижа. Биографии, многие строки которой вписаны морем. Годы службы на Черноморском флоте в учебном отряде имени адмирала Ф. С. Октябрьского во многом определили путь молодого скульптора. Редкие свободные часы на море использовал Станислав для рисования и лепки. Воинская служба, боевая учеба современного флота подсказали сюжеты композиций «Тревога», «Впередсмотрящие», «Баллада о матросах»...

Лучшей работой Станислава был признан проект памятника неизвестному матросу на Малаховом кургане (совместно с архитектором А. Шеффером и художником И. Белицким).

В каждом образе скульптор стремится к предельной выразительности. Вот боцман О. Безродный. Обожженное ветрами дальних широт лицо. Человек, знающий, что такое война, потери друзей. И с полным правом он может сказать: «Этот день мы приближали, как могли».

Устремленный в морскую даль пристальный взгляд военачальника. Непросто принять решение в боевых условиях. Нужны твердая воля, обостренное чувство ответственности, непреклонная вера в мужество и мастерство подчиненных. Таким предстает портрет адмирала Ф. С. Октябрьского.

...В праздничные вечера тысячи севастопольцев и гостей города собираются на мысе Хрустальном. И в тот миг, когда яркие лучи прожекторов и разноцветные огни салюта освещают окрестность, открывается величественный обелиск. Созданный группой киевских и севастопольских творческих работников в честь города-героя он страстно рассказывает о подвиге его защитников в годы Великой Отечественной войны. В трех барельефах этого обелиска. «Оборона». «Подполье», «Освобождение». Станиславу Чижу удалось ярко и об разно показать героический путь советского народа к победе. В лицах воинов – мужество и непоколебимая воля к жизни. Они не покорились врагу. Выстояли. Победили.

Таков «Борец подполья» – новая работа Станислава. Известный кинорежиссер Булат Мансуров, увидев ее, сказал:

– Встать бы рядом с этим патриотом. Увидеть, как он приклеивает листовку. И помочь ему. Увидеть, что приближаются к нему гитлеровцы. И предупредить его...

Высокие нравственные критерии несет в себе творчество скульптора Станислава Чижа. Ведя поиск активной и яркой выразительности в искусстве, он работает в лучших традициях героико-патриотической темы. И творчество художника благодаря этому находит горячий отзвук в сердцах людей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены