Второй фронт

Э Данилова| опубликовано в номере №856, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Если бы в московском проектном институте, где предлагали мне работать (четыре минуты ходьбы от дома!) я получил бы такую самостоятельность, как здесь, я бы, может, и не приехал. Но здесь столько возможностей пробовать свои силы! Здесь работа захлестнула, и несет, и не дает опомниться, и я доволен. — Глаза Геннадия предательски светятся явно романтическим блеском.

— Только это никакая не романтика. Это трезвый реалистический расчет, от которого польза каждому, а значит — всем.

...Их было пятеро. Геннадий Донцов, Игорь Воронков, Виталий Косяк, Анатолий Радченко, Мингиян Пюрвеев.

К семи утра приходили они в неуютную, всю заставленную столами комнату и уходили в два ночи. Здесь, на бумаге, у чертежных досок, бросался вызов саманной степи. Пять поселков совхоза «Терсакавский» начинали тут свою новую жизнь.

— Архитектуру мы знали хорошо — этому нас в институте учили. А вот сельское хозяйство...

Сельское хозяйство знал только один из пятерых — Виталий Косяк; он уже несколько лет мотался, по степи, изучил ее как свои пять пальцев. Большой и добрый, Виталий терпеливо сидел возле каждого, объяснял, начиная с азов. В институте ребята специализировались на промышленных объектах, но перестраивались быстро. Старались.

— Здесь все должно быть по-новому, — так решила они. И ехали в старые поселки. Смотрели, прикидывали, спорили.

— Прежде всего — полный комплекс удобств. Чтобы человек, приехавший в степь из города, не тосковал по оставленной там квартире, чтобы у него было хорошее настроение. Ведь от условий, в которых будут жить новоселы, во многом зависит урожай целины.

— Плюс самая компактная, самая экономичная планировка поселков.

Они были первыми архитекторами, приехавшими на целину, и архитектурный облик края — на их ответственности.

— И поэтому, ребята, искать, искать и еще раз искать.

Решение пришло неожиданно. Откуда-то из лекций, давно читанных учебников выплыла «петля». Она удобно и пружинисто легла на главной усадьбе и стала улицей. Одна улица связала весь поселок. Это было экономично, удобно, красиво и совсем по-новому. Ребята радовались. Но недолго.

— Петля? Не было в наших проектах таких петель. И в каталогах про них тоже ничего не сказано. Стиляжничество все это, — сказали архитектурные «законодатели» края.

А ребята не сдались. Им, собственно, было все равно — они могли походить и в «стилягах». Но когда ревнители старых архитектурных традиций размашистой подписью перечеркнули их труд, они думали не о себе и не о сверхурочных часах, отданных проекту. Оки думали о людях, воюющих за хлеб, которых пытаются лишить максимума удобств. Молодые архитекторы послали свой проект в Москву, на Выставку достижений народного хозяйства. И что ж? На Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов целиноградцы получили диплом первой степени! Госстрой СССР включил проект в каталог примерных планировок совхозных поселков Целинного края.

И вот он висит на стене возле стола Геннадия.

— Видите, эта петля, на которую мы посадили поселок? За нее-то нас прозвали «архитектурными стилягами», — улыбается Гена. — Самое главное, наш поселок уже строится в степи.

Это была первая большая победа. За ней пришла вторая. Теперь уже десять молодых архитекторов, соперничая со столичными институтами, получили третью (было только две), специально для них учрежденную премию за проект микрорайона нового Целинограда,

А ребята снова в поиске. Мечтатели, которым грезятся сказочные города в степи, и скептики, математическим расчетом проверяющие эту свою мечту. Но только не стиляги. И никому не дано права растрачивать, пускать на ветер их увлеченность, потому что это всегда потеря и материальных ценностей. Это еще и еще раз подчеркнул недавний Пленум Центрального Комитета КПСС.

Почему же здесь, в крае молодости, где все большие дела вершатся молодежью, не верят в творческие силы молодых? Почему непременно нужно признание Москвы, чтобы реабилитировать энтузиастов, чтобы избавить их от клички «архитектурные стиляги»?

Клуб? А к чему он?..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены