Весной 1920 года я демобилизовалась из Красной Армии. Путевка ЦК комсомола привела меня на Урал, в Усольский уезд. Пермской губернии, где я должна была работать на строительстве Губахинской электрической станции.
Напутствуя меня, работники ЦК комсомола рисовали заманчивые перспективы: электростанции предстояла огромная роль в разработке несметных сокровищ, таящихся в недрах Усольского уезда - этого обширного таежного края, в восстановлении Кизеловского угольного бассейна и в создании планового социалистического хозяйства на Урале вообще.
- Это одна из первых электростанций, которые будут строиться по указанию Ленина, - закончили беседу в Центральном Комитете.
Стоит ли подчеркивать, с каким воодушевлением я отправилась в путь. Мне только что исполнилось 19 лет. Два года были отданы армии, фронтам, а теперь я буду непосредственно участвовать в строительстве, в осуществлении ленинских планов электрификации. Что может быть чудесней!
И вот она, Губаха, - небольшой шахтерский поселок на горнозаводской железнодорожной ветке Пермь - Усолье. Домики шахтеров раскинулись на склоне горы между линией железной дороги и прозрачной говорливой речкой Косьвой. А наверху, по другую сторону линии, на вершине - вековая тайга с могучими кедрами и соснами...
Выяснением перспектив строительства занялся комиссар будущей станции - старый большевик, электротехник А. П. Якубович, а моя судьба решилась иначе. На внеочередной конференции я была избрана секретарем Усольского уездного комитета комсомола и, как говорят иные докладчики, «с головой ушла в работу».
Уездная комсомольская организация была немногочисленной. И, тем не менее, комсомольцы творили большие и славные дела, являясь самыми боевыми помощниками большевистской партии в возрождении хозяйства, в политическом просвещении масс, в строительстве очагов социалистической культуры.
В уездном комитете комсомола было всего два штатных работника - я и мой помощник Иван Середкин. Работа строилась на основе самодеятельности. Не стану перечислять всего, что было в то время сделано комсомольцами Усолья. Они сплачивали молодежь под знаменем партии, добывали уголь и пилили лес, учили неграмотных и строили клубы, растили хлеб и ремонтировали дороги...
На Пермской губернской конференции комсомола я была избрана делегатом III Всероссийского съезда. Ехали мы туда не с пустыми руками, а с эшелоном угля, добытого комсомольцами и молодежью сверх плана. Везли в подарок трудящейся молодежи столицы и хлеб, заработанный нашими деревенскими комсомольцами.
Свой комсомольский путь я начала еще в 1917 году в Социалистическом союзе рабочей молодежи Петрограда. Участвовала в работе I и II Всероссийских съездов, находилась в составе делегации I съезда, которая в ноябре 1918 года посетила В. И. Ленина в Кремле.
Все это были огромные события. Каждый из этих съездов занял свое особое место в славной истории Ленинского комсомола и врезался в память его участников. Но поездка на III Всероссийский съезд очень волновала меня. Под стук колес и песню я думала о съезде, о встрече со старыми друзьями, о Москве.
День открытия съезда, 2 октября 1920 года, был пасмурный и дождливый. Но в памяти у меня он остался солнечным и ярким.
Задолго до открытия съезда большой зал тогдашнего Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова был заполнен до отказа.
На улице и лестницах были выставлены дозорные, чтобы встретить вождя. Но они прозевали. Ясно запечатлелось в памяти, как вдруг в зале неожиданно началось движение к сцене и раздался радостный крик: Ленин!
Да, на сцене, улыбаясь, стоял Владимир Ильич. Быстрыми движениями он снял кепи, шарф, пальто. Зал гремел овациями, радостными криками:
- Ленин! Да здравствует Ленин! Да здравствует большевистская партия!
Владимир Ильич настойчиво показывал на часы и просил нас успокоиться. Водворилась тишина.
Некоторые делегаты постарались забраться на сцену, чтобы быть ближе к вождю и лучше его видеть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.