Историческое решение XVI съезда партии о введении всеобщего обязательного начального обучения выполняется скверно. Комитеты по всеобучу не созданы или существуют на бумаге, учета детей нет, педагогов не хватает, школьное строительство и ремонт идут черепашьим темпом. За этот прорыв в первую очередь отвечает комсомол, взявший на себя шефство над всеобучем. Еще и еще надо напрячь силы, надо сдвинуть горы бюрократизма и расчистить путь для подлинного всенародного обучения детворы. СУДЬБЫ ВСЕОБУЧА - В РУКАХ КОМСОМОЛА.
«... После обедни все мы во главе с господином исправником и отцом благочинным отправились во вновь открываемую школу.
Школа занимала новую избу, разделенную на двое: справа - класс, слева будет жить учитель с семейством.
В классе у новых скамеек выстроились учащиеся. Отец благочинный обратился к ним и к толпившимся в дверях родителям с кратким словом о значении учения и трудности овладения наукой.
Закончил он словами: «Много бывает званых, но мало бывает избранных. Избрание есть дело рук господних, а не человеческих. Не ропщите же, дети, если свет Христов зовет вас, а не избирает. Все в руке его». Господин исправник махнул перчаткой, и учащиеся довольно стройно запели гимн.
После открытия поехали к помещику, господину Суховскому - попечителю, обедать». Так описывал свои праздничные впечатления царский чиновник - инспектор народных училищ Костромской губернии.
Званных много, но мало избранных. Из пяти босых ребят в уезде в приходском учился один - это был званный. Избранных же вовсе почти не было - в среднюю школу не принимали бедняков. «Свет Христов» просвещал далеко не всех. Сословно - матереальные рогатки не пускали учиться дальше приходского. Министр Делянок циркулярно предписывал затруднять доступ в гимназии и прогимназии детям тех лиц, «которых вовсе не следует выводить из той среды, к коей они принадлежат».
«В большом каменном сарае с железной печкой посредине, - рассказывает старый рабочий Морозовской мануфактуры товарищ Макаров, - помещалась заводская, школа. Учеников больше, чем столов, скамеек тоже не хватает. Десятку человек приходится стоять у двери.
Сквозь покрытое ледяной слюдой оконце свет скупо льется в класс. Над учительским столом портреты «их величеств» и в углу плавает, как медный таз, образ спаса.
Ему и больно и смешно, А мать...
читает раздельно учитель.
45 человек тянут тоже вслед:
Грозит ему в окно...
Лечь раскалилась, ребята в зипунах и валенках (раздеться негде и нельзя - вдруг новые валенки сопрут). Отдыха и жара густой пахучий туман висит в воздухе.
«Теперь, Васьков, напиши слово «зверь»... Ну, что после «ве» поставишь? Что? А «ерь» почему у тебя на кочергу похож? Опять не знаешь, как «ерь» писать!»
Книг родители не покупали - денег не хватало. В школе выдавали на дом 5 букварей, но они расходились среди любимчиков. Иногда возьмешь букварь, захочешь повторить урок, а в казарме свет уже потушен, так и не выучишь ничего... А рассчитали отца с фабрики, так и меня из школы долой - хватит, образовался, говорят».
Но не только «мужичьи дети» сидели без грамоты. Избранные тоже не отличались большими знаниями.
Просвещенческие чиновники неучи сами не учили и народ. «Чем глупее, тем легче править». Только капиталисты, которым нужен был для сложных машин мыслящий и квалифицированный придаток, вынуждены были обучать грамоте прикованных к станкам рабов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.