- Мать работает сейчас?
- Да, стирать пошла.
- А ты в школу пойдешь?
- Конечно, пойду.
- А есть в чем идти, сапоги есть?
- А на кой?
«На кой» сапоги, когда он за свои 8 лет никогда их не обувал. Девственная нога знает летом жар асфальта, а зимой теплоту сбитого валенка.
- Скажи матери, чтобы зашла в школу пораньше, и мы устроим тебе обувь.
- Ну, ладно, - соглашается собеседник, - только ей некогда - все стирает. Плохо без отца стало, - добавляет он и задумчиво чешет грязную пятку.
Создание фонда обуви и организация еды в школе для нуждающихся - бесспорно дело кооперации. Но без участия шефа это кооперативное доброе намерение только и останется намерением.
«Дорогие граждане, вы знаете, что скоро наступает праздник 1 Мая, этот праздник устроили нехристи и богохульники всего человечества. Наша школа должна показать себя, выйти из школы с флагами: «Да здравствует святая пасха»... В третьей группе «А» есть гусак, которого нужно прирезать на празднике святой пасхи. Приглашаем учеников III группы покушать жареного гусака». (Для пояснения: гусак - это школьник - еврей).
Мы привели выдержку из подметного листка «Охламон», фабрикуемого в школе - семилетке Кимрского округа. Зав. школой Арсеньев, обществовед Сошников и учительницы Смирнова и Пуменова смеялись над этой «невинной» кулацкой игрой: «Ну, знаете, это пустяк, детские проказы». А когда их стали тянуть к ответу, то они не нашли ничего лучше, как сказать: «Это детская общественная работа, и мы в нее не вмешиваемся».
Есть и «охламоновские» учебники. В одном из них написано: «В свое время островной характер Англии являлся условием не для торгового, а для здорового внутреннего политического развития ее, для превращения ее при сохранении монархических форм в одну из передовых европейских демократий.
Островной характер страны позволил, ей обходиться без постоянного войска, обратить главные силы и средства не на защиту страны, а на внутреннее развитие. Рабочий там пользуется всеми правами гражданина, руководит судьбами своей родины, занимается спортом и хорошо питается».
Не подумайте, что это тоже подметный листок. Нет, это советский учебник, по которому учатся в наших школах. Это - пособие по экономгеографии советского педагога Сеницкого.
Дети подвергаются ожесточенному идеологическому обстрелу классового врага. Необъятные пространства СССР носят еще много «охламонов». А пособий и людей нет. В нацреспубликах нет букварей, в школах нет педагогов. Педагогическая прореха - это наша шефская. Это мы зачастую барственно относились к ОДН, мы мало думали о педкадрах. Сейчас нужен перелом, нужно дать на учебную работу в течение трех лет 60 тысяч комсомольцев. Постепенно они сменят «ахламонов» и возьмут на буксир всех честных, преданных делу пролетариата учителей.
До сих пор педагогическая работа была у нас в загоне. Десятки тысяч мобилизованных шли в шахту, в вуз, на борьбу с саранчой, с белокитайцами. Но на учебную работу мы до сих пор не бросили крепких отрядов. Иные рассуждают так: «Тут, понимаешь, я горю, строю социализм своими руками, своей головой, а там - сопляков учить...». Ложь! Разве обучать сотни, тысячи, миллионы безграмотных - это не строить социалистическое общество?
Разве не говорил Ильич, что безграмотный человек стоит вне политики? А политика миллионных масс Советского Союза направлена на удушение буржуазии и построение социализма.
ЦК комсомола призвал организации в день XVI МЮД вывести на демонстрацию широкие массы трудящихся под лозунгом борьбы за всеобщее обучение, вовлечь широкие массы трудящихся к практическому осуществлению задач всеобщего начального обучения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.