Всемирная парижская

Р Магидов| опубликовано в номере №295, июль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хозяева давящего, мрачного немецкого павильона, явно напоминающего тюрьму, слишком озабочены валютным кризисом в стране, чтобы рисковать показом своих «достижений». Внутри германский павильон производит впечатление огромного универмага. Все в нем рассчитано на покупателя, на экспорт, на извлечение валюты: вот наши машины, фотоаппараты, гоночные автомобили, развивающие скорость в 350 километров в час. Заходите, покупайте, нам нужна валюта! А вы, туристы, поглядите на наши дороги и отели, наши вилы в горах и долинах. Приезжайте, тратьте деньги: нам нужна валюта! Зайдите в ресторан на крыше нашего павильона (вид на Сену, вид на дружественный итальянский павильон, а вид на советский - о, не беспокойтесь! - вид на советский тщательно загорожен специальным экраном...). Ешьте непревзойденные немецкие блюда, пейте единственное в мире пиво, не жалейте валюты! Мы ее перельем в пушки и самолеты, в бомбы для женщин и детей Герники, для матерей и стариков Альмерии, для населения Мадрида. Таков язык фашистского павильона.

Но если строители германского павильона с сугубой осторожностью избегали показа жизни своей страны, придавленной сапогом фашистского режима, то события, связанные с постройкой этого павильона, сами по себе достаточно ярко выявили звериное лицо фашизма. Павильон был построен немецкими рабочими, вывезенными из Германии под конвоем, сопровождавшим их в течение всего времени стройки. Жили немецкие рабочие не в Париже, а в походном концлагере, расположенном на территории выставки, из которого их никуда не выпускали, даже на прогулку. И все-таки Париж полон слухов о семнадцати немецких рабочих, которым удалось удрать от стражи и уехать в Испанию для вступления в ряды республиканской армии. И все-таки чуть ли не каждое утро на строящемся здании немецкого павильона развевался красный флаг с серпом и молотом, а на стенах его появлялись лозунги борьбы против фашизма, борьбы за освобождение Тельмана.

* * *

Ни один из павильонов капиталистических государств не уклоняется от неписанного закона о замалчивании проблем социального порядка. Не является исключением ни замечательно оборудованный бельгийский павильон, благоухающий цветами и привлекающий всеобщее внимание коврами, на которых искусно скопированы картины средневековых мастеров, ни опрятно, со вкусом обставленные павильоны Дании, Швейцарии, Норвегии.

Единственный павильон, в котором отражается вся жизнь страны, вся разносторонняя деятельность ее граждан, - советский павильон. Организаторам и строителям его удалось отразить величие советской земли, ее победы и достижения, ее рост и перспективы. Советский павильон в отличие от других полон трепетной жизни. Это сразу же чувствуют посетители, всегда переполняющие его залы. И потому ведут они себя здесь иначе. Нет равнодушия, характерного в отношении к другим павильонам. Его заменяет взволнованность, которая находит свое выражение в восторженных записях, вносимых в книгу советского павильона: «Честь и слава строителям социализма, горячим защитникам международного мира!», «Очарован всем виденным!», «Восхищен вашим величием!», «Советская Россия спасет человечество от угнетения капитализма!», «Каталонские дети гордятся Советским союзом». Эти записи, сделанные почти на всех языках мира, можно приводить без конца.

Мощная и вместе с тем легкая скульптурная группа рабочего и колхозницы, возглавляющая советский павильон, с первого момента вводит в стиль павильона. Один французский писатель заметил, что советское искусство динамично по форме и реалистично по содержанию. Это счастливое сочетание и придает столько силы и жизнерадостной красоты скульптуре Мухиной, как бы устремленной в будущее, придает столько действенности и убедительности продуманно экспонированным материалам во всех залах павильона.

Первый зал посвящен Сталинской Конституции. Он залит светом, и в центре его запечатлены статьи Конституции на обелиске из порфира. На стене, слева, висит огромная карта СССР, составленная из редчайших кусков мрамора, усеянная самоцветами, сверкающая драгоценными камнями. Молодая гражданка Советской страны, комсомолка, объясняет (по-французски) группам посетителей детали карты, метод ее составления.

На стенах первого зала фото и диаграммы, панно, рассказывающие о достижениях советской промышленности и сельского хозяйства. А по углам расставлены реальные доказательства этих достижений: тракторы «челябинец» и «сталинец», автомобили «ЗИС-101» и «М-1».

Второй зал посвящен культурной жизни страны. Мы видим академиков за научной работой и детей на школьной скамье. Мы знакомимся с научными институтами СССР (в старой России их было 20, в СССР - 839), где смелейшие дерзания гениальных мечтателей превращаются в явь; перед нами книги на языках народов Союза, часть которых не имела до революции своей письменности: бесчисленная армия советского студенчества представлена на фото и диаграммах. Становится ясно, что СССР - это страна-школа, страна, заимствовавшая все лучшее в мировой культуре для создания новых культурных ценностей.

Впрочем, об этом свидетельствует не только данный зал. Вот следующий, посвященный искусству, где собраны образцы социалистического реализма, составляющего стиль искусства Страны советов. Грандиозные полотна, посвященные гражданской войне. Грозные массы рабочих. Монументальная и такая родная фигура Ленина. Потрясающие силой и искренностью лица партизан. Резьба безыменных художников по кости. Скульптура. Макеты театральных постановок. Все это дышит свежестью и силой вдохновенного творчества.

Покорение Арктики, ее безбрежных ледяных пространств, столь хорошо знакомых бесстрашным советским летчикам, отражено в экспонатах четвертого зала. Теперь, когда на полюсе водружен красный флаг с серпом и молотом, этот зал привлекает к себе наибольшее количество посетителей. Тут скульптурное изображение летчиков - Героев Советского союза, - модели советских самолетов, макеты ледоколов.

В последнем зале, посвященном промышленности и транспорту, модели паровозов и вагонов, фотографии железнодорожников, сумевших под руководством Л. М. Кагановича двинуть вперед советский железнодорожный транспорт; макеты Кузнецкстроя, Дворца советов, канала Волга - Москва, реконструкции Москвы и других городов Союза.

С эстрады в конце павильона смотрит на грандиозную картину побед и достижений Советской страны товарищ Сталин (работа скульптора Меркурова), а за ним на огромнейшем, прекрасно выполненном художником Дейнекой панно - первомайское шествие народов СССР.

Когда глядишь на лица посетителей, исполненные любви и уважения к освобожденному народу, создающему будущее человечества, веришь, что чувства миллионных народных масс выразили в книге отзывов двое французских рабочих, написавших следующее: «Выражаем надежду, что свободный и справедливый режим Советского союза распространится на весь земной шар!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены