В научной литературе выдвигались самые разнообразные критерии. В одних случаях сфера действия государственного суверенитета отождествлялась с земной атмосферой, в других — с высотой, которую могут достичь воздушные летательные аппараты, или с высотой, на которой возможен свободный полет искусственного спутника Земли. Некоторые юристы отождествляли сферу действия государственного суверенитета с пространством, которое государство могло бы контролировать наиболее эффективным способом. Были предложения определять высотные границы сферой земного притяжения (то есть вне его и лежит ничейное космическое пространство). Найти критерии физического или технологического характера, чтобы решить эту проблему, оказалось очень трудно. Таким образом, предстоит еще потрудиться как ученым, так и дипломатам.
— Среди документов, которые регулируют освоение космического пространства, есть и Соглашение о спасении космонавтов. Как должны поступать государства в том случае, когда космонавт вместе с кораблем приземлился на чужой территории?
— Соглашение, которое вы упомянули, обязывает немедленно сделать все для спасения космонавтов. При этом власти, организовавшие поиск и спасение, должны сообщить государству, которому принадлежит этот корабль, и Генеральному секретарю ООН о том, что делается и сделано для спасения космонавтов.
— Ну, а если космический корабль сядет на территорию страны, где нет средств поиска и спасения?
— По упомянутому соглашению, государства обязаны договориться и вести спасательные работы под руководством и контролем той страны, на чьей территории приземлились космонавты.
— А как быть, если космонавты совершат вынужденную посадку на ничейной территории: в океане, в Антарктике?
— В этом случае можно рассчитывать на помощь любого государства.
— Должны ли космонавты в случае аварии помогать друг другу так, как, например, это делают капитаны морских кораблей?
— Бесспорно, хотя вряд ли пока можно сравнивать маневренность космических кораблей и тех, что плавают по морям. И все же успехи последних полетов в космосе — стыковка, прилунение — открывают большие возможности для успешной взаимопомощи и в космосе. Я позволю себе сослаться на весьма приближенную к реальности историю, связанную со спасением американского космонавта Майора Ричарда Пруэтта — героя фантастического романа Мартина Кэйдина «В плену орбиты». Автор, в прошлом довольно известный военный летчик, а ныне участник разработки американских космических программ, описывает подготовку американских астронавтов, запуск кораблей так, как это есть на самом деле. В романе такая ситуация: у астронавта не сработали тормозные двигатели, он не вошел в плотный слой атмосферы. Запасы кислорода на его борту ограниченны. Человеку суждено погибнуть. И вот американцы спешно готовят второй космический корабль. Он должен как можно скорее подойти к обреченному Пруэтту и состыковаться с его машиной. В это время с Байконура стартует советский космический корабль. Его пилотирует полковник Андрей Яковлев. Цель полета — спасти американского коллегу. И вот начинается захватывающая операция. Яковлев вышел на орбиту Пруэтта. Американцы тоже спешат. Второй космический корабль во что бы то ни стало должен опередить русского. С мыса Кеннеди корабль попадает точно между советским космонавтом и американским астронавтом. Яковлев понимает, что американцы готовы все сделать самостоятельно, а потому решает занять пока место наблюдателя. Идут последние минуты жизни Пруэтта. Сейчас должна произойти стыковка. И тут три корабля входят в тень Земли. В самый ответственный момент Яковлев включает прожекторы своего корабля — это и нужно сейчас американским астронавтам. Корабли стыкуются, Пруэтт спасен! Возможно ли это? Конечно. Уже существуют подобные проекты. Есть и предложения запускать целые спасательные станции: с запасами продуктов, горючего, необходимых деталей и механизмов...
— Предположим, что в момент запуска космического корабля ни руководители программы, ни кто-либо другой не знали, что неожиданно и сильно повысилась радиоактивность Солнца. Но об этом стало известно в другой стране. Есть ли положение, которое обязывает государства сообщать друг другу о подобных опасностях?
— Договор о космосе 1967 года обязывает незамедлительно информировать друг друга о всех возможных опасностях в космосе.
— Были ли случаи, когда государства обменивались подобной информацией?
— Пока нет...
— Космический корабль приземлился на чужой территории. Какова судьба его экипажа?
— Ему обязаны оказать всяческое содействие и помощь для быстрого возвращения на родину.
— А что будет с самим кораблем и прочим оборудованием?
— Обязаны возвратить.
— Здесь нет никаких исключений?
— Кроме тех случаев, когда это беспилотный космический объект. Если государство хочет получить свой объект или его часть, следует сделать официальный запрос, приложив к нему описание этого корабля или его частей, а также покрыть те расходы, которые были затрачены на их поиск и транспортировку.
— Существуют ли у космонавтов международные сигналы бедствия?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.