Всегда на старте

С И Руденко| опубликовано в номере №967, сентябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

В довоенные годы многие родители нарекали своих сыновей Валериями - в честь великого советского летчика Чкалова. Сейчас это имя - одно из самых распространенных среди мужчин 25-30 лет. Во всяком случае, у нас в авиации немало летчиков носит это звучное, красивое имя. А на будущий год впервые отправятся в школу тысячи тезок военного летчика Юрия Гагарина, родоначальника героической семьи советских космонавтов. Нет, это не дань кратковременной моде, а одно из многих проявлений всенародного уважения, любви, я бы даже сказал, преклонения перед советской авиацией и ее героями. Почти пятьдесят лет назад, 28 октября 1917 года, Владимир Ильич Ленин отдал распоряжение о создании первого советского авиаотряда. Наша страна располагала тогда тремя сотнями старых, потрепанных самолетов иностранных марок, державшихся в воздухе, как говорится, на одном самолюбии летчиков. А 9 июля этого года в Москве состоялся грандиозный воздушный парад - смотр достижений советских авиаторов в канун 50-летия Великого Октября. Весь мир видел великолепные машины, которыми оснащены наши Военно-Воздушные Силы, истребительная авиация ПВО, авиация Военно-Морского Флота, Гражданский воздушный флот. Между этими двумя событиями лежат пять десятилетий героической истории советского народа, в которой почетные места занимают штурм полюса, полеты в стратосферу, прорыв звукового барьера, вторжение в космос и, конечно, незабываемые подвиги летчиков в годы Великой Отечественной войны. Народ слагает легенды о Викторе Талалихине, Николае Гастелло, Марине Расковой и многих других героях, павших в борьбе с фашизмом. Небо нашей Родины надежно охраняют их молодые преемники, воспитанные на славных традициях советской авиации, а на смену старым боевым машинам пришли новые - сверхзвуковые, реактивные, ракетоносные... Сейчас все чаще говорят о своего рода революции в авиационном деле: ведь современные самолеты строятся на иной основе, чем несколько десятилетий назад. Правда, критерии, определяющие качества самолета - скорость, высота, грузоподъемность, - остались прежние, но подход к ним совершенно другой. В годы войны самолеты могли летать на высоте 7-8 тысяч метров со скоростью 650- 680 километров в час. Теперь же скорость 3 тысячи километров уже не является чем-то необычным так же, как и 30-километровая высота. Что же касается грузоподъемности, то здесь и сравнивать нечего. Достаточно вспомнить о гигантском «АН-22», легко поднимающем многотонные ракетные комплексы. И в то же время, как это ни парадоксально, слова популярного марша авиаторов «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц...» нуждаются в весьма существенном уточнении: все выше и...все ниже. Ведь чем ниже летит самолет, тем меньше его уязвимость от наземных средств противовоздушной обороны. Впрочем, последующие слова - «И в каждом пропеллере дышит...» - теперь тоже должны были бы выглядеть иначе, - какие уж тут пропеллеры, когда двигатели боевых машин - реактивные. К тому же современный военный самолет буквально начинен всевозможными средствами радиоэлектроники и автоматики, управляющими не только его движением, но и оружием. Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, с изменяемой стреловидностью крыла в полете стали неотъемлемой частью нашей сегодняшней авиации, располагающей всеми средствами и оружием, чтобы нанести удар по агрессору в любой точке земного шара. А каким будет завтрашний день? Думается, что в недалеком будущем авиация станет космической. Осуществлена в авиации и давняя мечта создателей космических кораблей-летающие стартовые площадки. Уже существуют самолеты, с которых в воздухе стартуют другие машины. Но как бы ни была совершенна боевая техника, решающая роль принадлежит людям авиации, их мастерству, выдержке, постоянной психологической готовности к подвигу. Сложился новый тип советского летчика - человека с высшим инженерным образованием, полновластного хозяина сложнейших систем на межконтинентальных ракетоносцах, перехватчиках, истребителях - бомбардировщиках, унаследовавшего от ветеранов-фронтовиков их мужество, отвагу, верность воинскому долгу. Недавно закончились очередные приемные экзамены в летные и инженерно-технические училища. Как всегда, был очень высокий конкурс. Пожалуй, только в таких известных вузах, как МГУ или МВТУ, бывает нечто подобное. Ничего удивительного в этом нет. ВВС всегда были самым молодежным родом войск. Каждый год авиация получает отличное пополнение - воспитанников Ленинского комсомола, давнего шефа Воздушного Флота.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены