Ситуация выглядела безвыходной, пока не оказался проездом в Саранске главный инженер Ульяновского управления Гидромеханизации. Салимов уговорил гостя пролететь на самолете до Теньгушева. Сверху, через иллюминатор Ан-2, показал, где пройдет будущая трасса. И убедил, что без помощи соседей, без их земснаряда не обойтись.
Зимой земснаряд смонтировали прямо на льду Мокши. Набрали бригаду из молодых. И вот уже виден результат ее работы – высокая земляная насыпь, которую не захлестнет мощный весенний паводок.
...У самого основания трассы, под деревней Пензятка, другую насыпь вели ребята из комсомольско-молодежной бригады Виктора Жаркова. Отчаянно дымя выхлопными трубами, тяжелые скрепера надвигались на холм у деревни.
Жарков вел скрепер точно по намеченной линии, ориентируясь по звуку двигателя. Вот взревел, напрягаясь, дизель – значит, ковш скрепера слишком круто врезался в грунт, может, выступ на пути попался. Виктор чуть поднимает нож ковша, обернувшись, следит, как заполняется бункер. Все, готово! Полных десять кубов. Жарков поднимает ковш и направляет машину к насыпи. Только что он срезал с холма ещё одну ленту, толщиной сантиметров в пятнадцать. Но вместе с Виктором его бригада, и потому холм тает прямо на глазах.
Бригаду свою Жарков создавал вместе с Геной Овчинниковым. Двадцатилетние парни пришли в управление механизации сразу после армии. Показали им стоявшие в ряду автоскрепера. Разбитые, уже списанные. Мол, выбирайте ребята. Ребята принялись восстанавливать все машины подряд. Никто не верил, что этим молодым удастся починить технику. Сомневались даже тогда, когда вывели они скрепера на трассу. А когда сформировали бригаду, выяснилось, что новички делают за смену рейсов в два раза больше, чем скреперисты со стажем.
...Машина Жаркова подходила к насыпи. Узкую, тесную кабину встряхивало на каждой кочке. От нагретого двигателя волной шел раскаленный воздух. Но и тряску и духоту, оказывается, можно вытерпеть ради минуты, когда взберется твоя машина на насыпь и из ковша хлынут на полотно привычные десять кубов грунта.
Глянешь со стороны – и увидишь, что почти сравнялись профили насыпи и срезанного холма. Значит, скоро полотно под будущую дорогу здесь будет готово. И двинется бригада дальше по трассе.
К полудню наступила самая горячая пора теньгушевского субботника. Машины с бутовым камнем подходили и подходили к насыпи, к пойме Мокши. До укладки асфальта предстояло завершить одну очень важную и трудоемкую часть работы. Пожалуй, самую трудоемкую на участке. Работа эта – укрепление склонов насыпи для защиты от размыва паводком – выпала на долю бойцов отряда «Горизонт» Мордовского университета. Ребята вгоняли кувалдами тяжелые колья в насыпь, оплетали их прутьями ивняка, покрывая склон сеткой четких квадратов, – операция ручная, ее не механизируешь. А потом ячейки заполнялись балластом. Большие белые камни перелетали по цепочке из рук в руки, добираясь до самого верха, где студенты аккуратно укладывали их в ивовые клетки.
Цепочка стройотрядовцев медленно продвигалась по склону, оставляя позади прочный панцирь бутового камня, надежно укрывавший насыпь. Сплошная белая стена уходила к реке, где уже высились стройные опоры с укрепленными на них бетонными конструкциями.
Это был мост – ключ ко всей трассе. Самый крупный мост в Мордовии. Именно через него вели последние шаги к теньгушевскому асфальту. А одолеть их, конечно, легче сообща. Поэтому сюда, к трехсотметровому гиганту, комсомол республики направил самых толковых молодых специалистов. Оказался среди них и секретарь комсомольской организации районной ПМК Александр Милованов.
Его «Кировец» медленно двигался к подковам насыпных дамб на левом берегу, за которыми строители возводили последнюю, пятую опору моста. Пожалуй, еще никогда за спиной Саши не было такого груза – шестьдесят тонн тянул могучий трактор! Огромная бетонная балка покачивалась в креплениях тележки, норовила опрокинуться набок.
Эти цельные тридцатиметровые балки появились в Теньгушеве совсем недавно. Раньше пролеты моста собирали из отдельных блоков, тратя недели по две на подготовку каждой балки. А новую только привезли со станции – и укладывай на опоры. Но долгие часы занимает этот короткий путь. Милованов знает его до мельчайших подробностей, потому что не раз приходилось здесь Саше вытаскивать своим «Кировцем» застрявшие в непролазной грязи грузовики. Крепко подрезала грунтовка шоферам и заработки и энтузиазм. Уезжали парни туда, где асфальт гарантировал им результаты работы. Поэтому, когда понадобились для строительства моста техника и люди, одним из первых вызвался помочь и секретарь комсомольской организации Александр Милованов.
Милованову оставалось меньше километра, когда на пути оказался деревянный мосток через Телимерское озеро. Маленькое озерко, и мосток переброшен в самом узком его месте, но под веселенькой ряской таилась черная глубина. Гнулся мосток под грузом в десятки тонн, едва умещались на нем колеса тележки, и уже осыпалась из-под них земля, специально уложенная для укрепления переправы. И если бы не помог Володя Горбунов, не подправил бы сзади прицеп ножом своего бульдозера, может, и не одолел бы Саша этого озера.
Но вдвоем они прошли, и легла эта балка, с хрустом подмяв прокладки из бревен, в ряд с другими. Ждать, когда завершат мостостроители последнюю, пятую опору у левого берега и специальным подъемником собственной конструкции установят пять тридцатиметровых громадин. Потом ребята из комсомольского отряда уложат на них бетон, польют битумом, и наступит наконец время горячего асфальта.
Цена хорошей дороги немалая. На это порой и ссылаются в отдаленных бездорожных районах, как бы подчеркивая свое бессилие и стесненность в средствах. Мордовия еще лет десять назад тоже была бездорожной. Сегодня ситуация изменилась, и это доказывает, что одолеть проблему можно.
– Мы убедились: если будет желание строить, будет и дорога, – поделился опытом начальник Мордовавтодора А. Салимов. – : Заинтересуем предприятия и организации тех районов, где пройдет трасса, найдутся у них и техника и материалы.
Выходит, верна присказка, которую так часто пришлось нам слышать на трассе: «Сколько бы ни стоила дорога, а бездорожье еще дороже». Люди, раскрывшие этот нехитрый секрет, найдут резервы всегда. Ведь резервы – это и умение быстро освоить новое дело, которое показали Виктор Борисов и его товарищи с земснаряда. Это самоотверженность и настойчивость скреперистов Жаркова, энтузиазм студентов из отряда «Горизонт», высокая ответственность за общее дело комсорга Александра Милованова.
– Трудно сегодня было, но завтра работа сторицей отзовется, – сказал на прощание Иван Семенович Цыганок. – Дорога принесет району большую прибыль. Животноводство пойдет в гору, филиалы заводов откроем. И вопрос не только в деньгах. Найдут наши парни и девчата свое дело на родной земле. Обретут здесь свой дом. Словом, близки в Теньгушеве добрые перемены.
Чуть в стороне от дороги пристроились закопченные агрегаты асфальтового завода. Рокотали отлаженные механизмы, гремели гравием короба, позванивали дозаторы. Невидимая, казалось, чудом попавшая в этот горячий стальной клубок автоматика равномерно отвешивала в кузов самосвала порции дымящейся черной массы. Командовал здесь Геннадий Гурвич, руководитель бригады по производству асфальта.
– Тебе ехать? – спросил Гурвич стоявшего тут же, на почерневшей от битума глинистой площадке бригадира водителей Николая Кочнова. Николай молча кивнул и, увидев, что кузов полон, торопливо полез в кабину. Короткий перегон, и вот уже самосвал подходит к границе, за которой хозяйничают тяжелые катки. Сейчас поднимется кузов, и лягут на гравий еще несколько тонн асфальта.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.