Над огромным полем подсолнухов звенели пчелы, колыхаясь, шепотом переговаривались тугие шершавые стебли в человеческий рост, а сзади, с крутой зеленой горы, красовавшейся лохматыми соснами, смотрели на нас кряжистые бревенчатые избы. С высоты своей видели они могучий лес за дальней пашней и пестреющие по берегам цветами темные озера с удивительно прозрачной и холодной водой.
– Хорошо у вас, Саша.
– Хорошо. Посмотришь – душа радуется. Только и от нас уезжают. А все из-за дороги. Асфальт бы сюда...
Возвращаясь в деревню, мы тоже вспомнили про асфальт. После нескольких особо неудачных прыжков на колдобинах грунтовки у машины полетел задний мост. До деревни мы все-таки добрались и, прощаясь, договорились с Александром Федониным – молодым председателем колхоза имени 50-летия Октября – встретиться утром на субботнике. Субботнике, который имел особое значение для всего района.
Бесконечные поля перекатываются по холмам и тянутся от Саранска на восток, изредка рассекаемые жидкими клиньями перелеска. Но если ехать в другую сторону, на запад, пейзаж начнет меняться, и у самой границы Мордовии встретят вас глухие леса, тихие озера и заливные луга. Встретит удивительная по красоте природа.
Таков Теньгушевский, самый отдаленный район республики. Только доехать до Теньгушева не просто – асфальт обрывается, когда до райцентра еще остаются трудные километры разбитого проселка.
Одолевая их, можно увидеть и заросшую травой дорогу в некогда большое и красивое село, где от девяноста домов сохранилось лишь с десяток, и застрявшую в грязи технику, и рассыпанное на ухабах зерно... Много картин, что вызовут лишь чувство острой досады за этот красивый край.
Прочно утвердилась за Теньгушевским районом репутация «медвежьего угла». А все из-за бездорожья. Дорого, очень дорого оно обходится экономике. И потому откладывать строительство дорог «на потом» сегодня уже невозможно: Они позарез нужны немедленно, сейчас. В стремлении добиться решающих перемен на селе люди способны проявить настоящую хозяйственную предприимчивость, найти новые резервы. История трассы на Теньгушево – это цепь нестандартных творческих решений. И немалая роль здесь принадлежит молодежи.
Прибыл как-то в Теньгушево из Саранска комсомольский отряд, сформированный во Всесоюзном научно-исследовательском институте источников света. Предполагалось, что ребята будут строить коровник. Первый секретарь райкома партии Иван Семенович Цыганок побеседовал с ними и вдруг предложил:
– Коровник, конечно, нужен, но дорога для нас важнее. Поможете?
Комсомольцы охотно согласились. Опыт оказался удачным. Работу отряда отметили в обкоме ВЛКСМ. Так было положено начало новому движению. Комсомол Мордовии взял шефство над дорожным строительством. Работники обкома изучили возможности крупных предприятий республики, помогли комитетам комсомола подобрать молодежь для отрядов дорожного строительства. Добились, чтобы такие отряды стали постоянными.
Приобрели регулярность республиканские комсомольские субботники. Более 14 тысяч человек вышло на строительство дороги в один из июньских дней. Тогда, в июне, освоили 200 тысяч рублей и значительно продвинули дорогу на Теньгушево. Но время решающих работ, время горячего асфальта было еще впереди...
Утро субботника в Теньгушеве выдалось прозрачным и солнечным, но машины шли с включенными фарами. Путь просматривался всего на несколько метров. Растревоженная колесами пыль проселка вставала непроницаемой стеной, лезла в кабину, широким густым шлейфом тянулась по ветру.
Неожиданно машина вырвалась из пыльного облака, и перед нами оказался отлогий спуск к реке. На зеленых берегах светлели россыпи крупного бутового камня, и десятки людей, выстроившись цепочками, передавали друг другу булыжники, быстро заполняя кузова подошедших грузовиков. В работе чувствовался единый ритм.
– Молодцы ребята, хорошо начали, – заметил Цыганок. – Кстати, вы
вчера с Александром Федониным познакомились, вон он работает со своей бригадой – любо-дорого посмотреть... Машины, груженные камнем, медленно выбирались на проселок и снова ныряли в облако пыли, держа курс к райцентру, к возводимому там полотну дороги и мосту через Мокшу. Субботник набирал темп, перенося на своих плечах сотни тонн камня.
Для водителей и пассажиров дорога – это лишь лента ровного, гладкого асфальта. Для строителей же асфальт – венец работы, последний шаг нелегкого пути от глинистой с колдобинами грунтовки до гладкого шоссе. А первый шаг на этом пути – насыпь. Шестиметровая ее стена разрезала широкую пойму Мокши.
– Наша работа, – показал на длинный песчаный вал насыпи начальник земснаряда Виктор Борисов. – Около трехсот тысяч кубов насыпали. Мощная машина, не ожидал. Ну, и ребята быстро освоились.
Никто из бригады до нынешней весны не имел опыта работы на земснаряде. Переучиваться пришлось в кратчайший срок, когда стало известно, что появится на Мокше новая техника.
Долго мучился над проектом теньгушевской трассы Абдулхак Абдулгафурович Салимов, начальник Мордовавтодора. По-всякому прикидывал, и выходило, что на дамбе и насыпи в пойме Мокши хватит работы на год восьми экскаваторам и трем десяткам самосвалов. А у Салимова. как назло ни одной резервной машины.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.