Возвращение Рослина

Ким Бакши| опубликовано в номере №1189, декабрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Там это с успехом делали другие музы. В Армении же миниатюра была не второстепенным, а главным видом искусства. Таким же, как мозаика в Византии, икона на Руси, фреска в Италии эпохи Ренессанса. Правда, и в этих странах созданы великолепно иллюстрированные рукописные книги. Но они не имели такого значения в жизни народа, как манускрипты, хранимые в Матенадаране.

Снова и снова перелистываю страницы Тороса Рослина: Евсевий и Киприан, ветхозаветные пророки один за другим проходят передо мной. И, наконец, последний разворот вступления, весь золотой. И по золоту крупными голубыми буквами, как драгоценная эмаль, идут стихи. Стихи Тороса Рослина!

О чем они? О книге. Она несет благую весть. Она способна сохранить память о человеке на долгие годы. В сущности, это гордое, похвальное слово! Оно проникнуто сознанием высокой значительности дела, которым занят человек, создающий книгу. И тут становится понятно звенящее золото разворота: конечно, этот и все предыдущие листы – гимн книге.

Вот теперь, если принять это предположение, найдут объяснение и неожиданно, вопреки традициям, появившиеся в начале рукописи Рослина пророки. Вспомним: каждый из них держит в руках свиток, каждый несет людям слово или воспринимает его. Сила этого слова такова, что одного она заставляет ужасаться, другого погружает в раздумье, третьего печалит тем, что упущено и чего никогда не вернуть. Слово имеет пророческий смысл.

Как это важно и знаменательно, что рукопись Тороса Рослина начинается гимном книге! Ее могуществу, ее способности раскрыть человеку красоту и величие мира, наполненного живым движением. Гимном слову, которое дарит мудрость, погружает в глубины человеческого духа, во все времена наделяет человека силой, волей, добротой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Железный дракон Цзяо

Роман. Продолжение. Начало в №№ 21, 22