Возвращение радости

Сергей Попов| опубликовано в номере №1340, март 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дорогая редакция!

С большим интересом прочел очерк «Открытый взгляд», опубликованный в «Смене» № 6 за 1982 год. Строки о воспитателях Нылгинского детского дома тронули до глубины души. Большое спасибо этим замечательным людям за детей, которым они возвращают детство, возвращают веру во все доброе и хорошее.

Недавно я уволился в запас после прохождения действительной службы па Северном флоте. Дома меня встретили жена и дочка. И тем яснее я ощутил радость иметь свою семью, тем значительнее показался мне труд тех, кто воспитывает детей, оставшихся без родителей. Жаль, что в номере журнала, в котором опубликован очерк, помещена только одна фотография воспитателей и воспитанников Нылгинского детского дома. Хотелось бы увидеть на страницах «Смены» более подробный фоторассказ о детдоме в Нылге.

Сергей БЕРЕЗА, Ленинград

Давно уже подмечено, что для полного счастья ребенку нужны не моря игрушек и не айсберги эскимо. Для полного счастья нужно, чтобы были у него родные папа с мамой к чтобы эти папа с мамой любили своих сына или дочь.

Нет любви – и самые дорогие подарки не нужны.

Нет родителей – о каком уж тут счастье говорить...

Бывал я во многих детских домах и видел эти не по возрасту серьезные ребячьи глаза – в них память о ранах души, а они очень долго не заживают, эти раны, гораздо дольше, чем ушибы и царапины на теле.

Жизнь ребенка в детском доме, даже самом лучшем, не идиллия, ибо родительский дом все равно никто и ничто не заменит. Ведь за хрупкими плечами каждого из воспитанников драма, большая семейная драма. Но право на счастливое детство – оно у всех детей в нашей стране одинаковое. И раз уж нельзя родительский дом вернуть, то задача состоит в том, чтоб хотя бы жизнь этих детей организовать так, как в родительском доме.

Об одном из таких домов, расположенном в далеком удмуртском селе Нылга, наш фоторепортаж.

Может, найдутся детдома и богаче, чем Нылгинский (если определять достоинства дома количеством ковров и модной мебели), но только, смею утверждать, улыбки на ребячьих лицах не всегда зависят от числа цветных телевизоров. И в заставленных мебелью, завешанных коврами домах не так уж редок дух казенщины. Уют душевный прежде всего определяется духовными нитями, которые связывают воспитателей и воспитанников. Атмосфера детского дома зависит от тех взрослых, которые по своему профессиональному долгу призваны врачевать детские раны.

Ни в одном пединституте не готовят сегодня кадры специально для детских домов, а потому путь многих из тех, кто работает в Нылгинском доме, лежал сюда через школу. И директор детдома Лидия Григорьевна Денисова, и завуч Егор Романович Трофимов, и воспитатели раньше преподавали в школе. Они ушли из школы вовсе не потому, что были плохими учителями. Просто каждый из них однажды сделал свой выбор – и остался в Нылгинском доме надолго. Потому что именно в этой нелегкой работе нашел свое призвание.

...Дверь кабинета отворилась, и на пороге несмело показалось юное существо лет шести с куклой в руках.

– Лидия Григорьевна, а плохо быть жадной? – потупив глаза, спросила девочка.

– Конечно, плохо. – Лидия Григорьевна встала из-за стола и подошла к гостье. – Оленька, а почему ты спрашиваешь?

– Ребята говорят, что я жадная. Бабушка и тетя мне по кукле подарили, теперь у меня две. Можно, я вам одну оставлю, чтобы вы не скучали?

Лидия Григорьевна берет куклу из рук девочки, разглядывает ее, а потом говорит с улыбкой:

– Спасибо тебе за подарок. И все-таки давай мы эту куклу подарим лучше тому, кому она нужнее. В твоей комнате новенькая девочка появилась. У нее пока нет друзей. Подарим ей куклу? Ты не будешь возражать?

По лицу Оли видно, что она сомневается в верности такого решения, но потом, доверившись слову директора, кивает головой в знак согласия...

Вот такая простая педагогическая ситуация. Но за ней стиль взаимоотношений взрослого и ребенка, который в Нылгинском доме принят. А предполагает он прежде всего уважение личности ребенка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены