Возвращение радости

Сергей Попов| опубликовано в номере №1340, март 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это сейчас Денисова легко находит общий язык и с малышами и с подростками. А девятнадцать лет назад, когда она только начинала?

– В первые два года я часто плакала – переживала свои ошибки. А они случались на каждом шагу. Однажды, помню, что-то резкое сказала о родителях одной девочки. Как она на меня посмотрела! Мне казалось, что обиду эту она никогда мне не простит. Потом улеглось, но тот случай стал для меня уроком на всю жизнь. Вот так набивала себе шишки, на том и училась...

Трудно было с этими непростыми детьми. Но не меньше трудностей доставляли материальные заботы о детском доме. В первую же весну ее директорства развалился сарай, рухнула крыша овощехранилища. Но тогда же ощутила новый директор надежную руку шефов – студентов Ижевского механического института. На подсобном участке еще зрел урожай, а студенты уже навешивали двери нового овощехранилища. За два десятилетия дом в Нылге преобразился: выросли новый жилой корпус и многочисленные подсобные постройки.

Денисова с удовольствием рассказывает о хозяйственных делах. Подумалось даже в самом начале знакомства, что это главный ее конек, как и у многих других директоров, у которых воспитание детей – на втором месте, на первом же – краски, лаки, инвентарь. Только позже понял, кто же на самом деле эта женщина. Она с ее орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, с высшим физико-математическим образованием, с ее интеллигентностью – простая русская крестьянка. И по происхождению и по сути. Крестьянская обстоятельность, надежность проявляются в отношении Денисовой к детям, к земле, к проблемам воспитания.

Денисова свято верит в силы, возможности ребенка. Это один из главных ее педагогических принципов. Недаром одно из любимых ее выражений: «Он не безнадежный парень». Так, например, в свое время она сказала о мальчишке, состоявшем на учете в милиции за воровство и драки. А Денисова поверила в парня и не ошиблась. Сейчас работает бывший правонарушитель на одном из ижевских заводов, работает хорошо, честь по чести, и добрым словом вспоминает человека, поверившего в него в трудный, переломный момент жизни, и дом, заменивший ему семью и родителей.

Дом, похожий на родительский... По воскресеньям повар Мария Романовна Кудрина печет пирожки со смородиной, выращенной самими ребятами на приусадебном участке, а девочки ей помогают. В праздники здесь стряпают пельмени, в этом кулинарном священнодействе принимают участие все желающие. Зимними вечерами, когда сделаны все уроки, – катание на коньках (каток заливают мальчики под руководством Егора Романовича). А летом – походы в лес. Звездочка и Сокол идут тогда важно впереди, впряженные в телеги, на которых восседают ребятишки мал мала меньше, старшие шагают рядом, а замыкает шествие завуч – на случай, если кто-то отстанет. В лесу на поляне и костер, и картошка печеная, и волейбол, и разговоры обо всем на свете. Летом старшие ребята выезжают вместе с воспитателями на сенокос. Сенокоса ждут все, потому что приезжают в эти дни гости – бывшие воспитанники детского дома: кто сессию в институте только что сдал, кто из армии вернулся – приезжают, чтобы помочь по хозяйству и потому, что дом детства навсегда в памяти.

Дом, похожий на родительский... Это значит, что будит ребят не звонок, как во многих детских домах и школах-интернатах, а голос воспитателя. «Ребята, пора вставать», – войдя в спальню, негромко скажет воспитательница Галина Васильевна. А после уроков, если дело зимой и на улице сильный мороз, можно прийти в сушилку – неофициальное место посиделок – и послушать сказку, которую расскажет нылгинская Арина Родионовна – в роли ее выступает кто-нибудь из воспитателей.

«У Денисовой дети не отличаются от домашних», – утверждают инспектора Министерства просвещения, бывающие в Нылге с проверками. Но в обычной семье один-два ребенка, а в Нылгинском доме их сто двадцать. Работы всем хватает – не только воспитателям.

Ни к няням, ни к поварам, ни к шоферам, работающим в Нылгинском доме, не подходит определение «обслуживающий персонал». Чтобы воспитывать в ребенке совестливость, участливость, порядочность, не обязательно иметь высшее педагогическое образование. Для этого просто нужно самому быть добрым, хорошим человеком. Педагогами по призванию в Нылгинском доме являются и те, кто учит ребят владеть иголкой и ниткой, рубанком, лобзиком. Это Клавдия Ивановна Пислегина и Петр Васильевич Степанов. Скольких мальчишек обучил Петр Васильевич столярному ремеслу, привил вкус к красоте! Ракеты, которые строили его питомцы, в космос, правда, не летали, но призовые места на республиканских соревнованиях завоевывали, так же как и модели кораблей, самолетов. «Хотя б одна наша ракета на соревнованиях не взлетела, хотя бы один парашют не раскрылся – не было такого случая». К Петру Васильевичу идут ребята поделиться обидой и радостью – дядя Петя выслушает, дядя Петя все поймет и не осудит.

Дети очень тонко чувствуют отношение к себе со стороны взрослых. На добро они отвечают добром, на любовь – любовью. Именно здесь, мне кажется, кроется секрет того, что воспитанники Нылгинского детдома так доброжелательны к людям.

«Талант педагога – это неутомимая вера в людей... Наше трудное дело не позволяет нам никогда, что бы ни случилось, совсем прекращать работу. И отчаиваться тоже не позволяет. Педагогика – это вообще даже не работа, это состояние души...» Так написала в своей книге Фаина Андреевна Соколова, директор знаменитого Яснополянского детского дома, всю жизнь отдавшая воспитанию детей.

Под этими словами могут подписаться все до одного педагоги из удмуртского села. Это о них, о воспитателях из Нылги, сказано: «Педагогика – это состояние души».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены