Я написал это слово и вспомнил стихи Леонида Мартынова:
«Эхо мое!
Но со мной заодно,
Ты повторяешь средь ночи и дня:
«Ты без меня - только дым без огня!»
Эти стихи, как говорится, из другой оперы, лирическая поэзия. Но не отражают ли они отношения ученика и учителя, которые, если слышат они друг друга, взаимно обогащают себя, а если глухи, то пространство между ними беззвучно, даже если кричать в полный голос?
В анкетах, адресованных учителям, я интересовался, что, кроме школы, составляет их жизнь, в мире каких литературных образов они живут, чем увлекаются. Спрашивая об этом, я думал опять-таки об учениках. Эхо...
Директор школы с тонкой иронией заметил, что его любимое занятие в свободное время - писать диссертацию. Остальные, кого не захлестнула научная деятельность, вырываются в театр, кино, они любят музыку (всякую) и литературу (разную). Среди любимых писателей названы - Лев Толстой, Гоголь, Чехов, Бунин, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Джек Лондон, Хемингуэй, Айтматов... Достаточно сравнить этот список со «школьным» (из первой статьи), чтобы увидеть и связи и различия. Бесспорно, вкусы учеников определенным образом зависят от вкусов учителей, но не дублируют их полностью - они скорректированы возрастом в сторону романтической, приключенческой литературы.
Разрываясь между подготовкой к урокам, проверкой домашних заданий, семьей, удовлетворением личных духовных запросов, учителя тем не менее выкраивают время, чтобы встречаться с 10-м «Б» не только на уроках, ибо понимают (и в этом понимании единодушны), что невозможно рассчитывать на успех в воспитании, нетерпеливо поглядывая на часы в ожидании звонка с урока. Они встречаются на вечерах, ходят вместе в театры и на экскурсии, участвуют в школьных походах. Польза обоюдная: учителя остаются верны своей молодости, ученики обогащаются духовно и мужают. Эхо...
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Рабочие московского автозавода имени ленинского комсомола обсуждают статью Лиины Тарховой «Самое душевное в человеке»