И вот ученики 10-го «Б» становятся командирами РВО. На них возложена ответственность не только за самих себя, но и за своих товарищей из младших классов. Казалось бы, и так перегрузки программы, тревоги последнего школьного года, а тут еще дополнительный груз шефства над «малышами». Но нет, не тяготит их эта ноша, даже напротив, устраивает: во-первых, доверие всегда льстит, особенно самоутверждающейся молодой душе; во-вторых, упомянутая ответственность дисциплинирует, отлаживает жизненный ритм старшеклассника; наконец, свою двойку вроде бы легче пережить, чем двойку подопечного второклассника, - ученики-десятиклассники впервые всерьез испытывают воспитательский «зуд», постигают рефлекс учительства (не случайно шесть из них собирались поступать в педагогические вузы).
Но при чем тут директор? - спросите вы. А при том хотя бы, что он сейчас работает над кандидатской диссертацией «Проблема организации школы как центра воспитания». Знакомство с 10 «Б», в частности, помогло ему привести в согласие практические наблюдения и теоретические выводы. И неизвестно, что есть причина и следствие - диссертация или педагогический эксперимент.
Восемь лет назад закончила педагогический институт по специальности «Русский язык и литература» Нина Александровна Заневская. Шесть из них она «вела» наших знакомых, приняв их в 5-м классе. Практически она единственная из учителей, кто был с ними неразлучен все эти годы и знает их лучше, чем кто-либо другой. Ее мнение о классе наиболее ценно, полно и в лучшем смысле слова субъективно. Поэтому некоторые из ее ответов я хочу привести полностью. Может быть, для кого-то они прозвучат декларативно, но я знаю: Нина Александровна имеет право и на взволнованность и на возвышенность, когда говорит о своих подопечных, ибо была она для них не просто учителем словесности, но старшим другом, она действительно руководила классом - беззаветно и увлеченно.
Вот наш заочный диалог:
- Какие качества вы стремились воспитывать и ценить в десятиклассниках?
- Честность, порядочность, принципиальность, чуткость, отзывчивость в отношениях друг к другу и окружающим, чувство ответственности за свои поступки, умение прямо высказывать свое мнение и отстаивать его, если прав; старалась привить навыки самостоятельности (подчеркнуто Заневской).
- Ваш любимый ученик в классе? Почему? Есть ли в классе ученики, без которых, по вашему мнению, класс был бы лучше?
- В каждом, даже «трудном» ученике есть что-то хорошее, свойственное только ему... Поэтому никогда за все время своей работы не выделяла «любимого»... Да, в классе есть слабые ученики (по успеваемости), есть трудные (по характеру), и, казалось бы, класс был бы без них лучше, но они дополняют его в чем-то своем, неповторимом в других. (Замечу, что в ответах некоторых учителей 10-го «Б» назывались конкретные фамилии учеников, от которых отвечавшие - подчеркиваю двойной смысл этого слова - хотели бы избавиться. - С. С).
- Можете ли вы вспомнить эпизод из ваших взаимоотношений с 10-м «Б», в котором класс (или отдельный ученик) раскрылся бы с удивившей вас стороны, по-новому, в каком-то неожиданном проявлении?
- ' Ребят особенно хорошо узнаешь в походах, поездках, примечаешь новые черты. Например, во время экскурсии в Ленинград (на зимние каникулы) заметила, что мальчики не любят одного своего товарища. Понаблюдала внимательно за их отношениями и поняла, что в нем действительно есть качества, не вызывающие уважения, - способность думать только о себе, забывая об окружающих. Сама я это в нем проглядела...
Мне лично эти внешне простые ответы классного руководителя 10-го «Б» показались достаточно многозначительными, чтобы лучше понять класс в целом и его руководителя в частности. И поэтому я оставляю их без комментария.
«Какой из предметов, кроме собственного, вы считаете наиболее важным?» Из 15 учителей восемь назвали историю и обществоведение. Мотивировки примерно одинаковы: «На уроках истории, как ни на каких других, формируется мировоззрение детей, глубина проникновения в суть происходящих вокруг событий». Подумалось, что причины такого единомыслия не только в высокой сознательности педсостава школы, есть и более приземленная причина - школе повезло на историка. Человек сложного характера и непростой биографии (окончив истфак МГУ, она работала переводчиком и редактором издательства, прежде чем пришла в школу), Валентина Михайловна Трифонова пользуется абсолютным уважением учеников и учителей - оттенки отношения к ней разные, но нигде оно не переходит границ этого уважения.
Принципиальность и увлеченность своим предметом придают особую достоверность материалу, излагаемому ею на уроках. В чем-то Трифонова напомнила мне историка Мельникова из кинофильма «Доживем до понедельника». Это сходство она невольно подтвердила ответом на вопрос анкеты об отношении к фильму режиссера С. Ростоцкого: «Почувствовала, что сама получила возможность поделиться мыслями о школе с огромной аудиторией. Фильм помогает понять ответственность учителей перед теми, кого они учат, возможности учителей».
Между прочим, отнюдь не однородны были оценки фильма, который, с моей точки зрения, поднимает и решает высокие нравственные проблемы советской школы. К примеру, было сказано: «Фильм не совсем удался авторам», «Учителя показаны утрированно, пародийно» и просто «плохой фильм». Говорю здесь об этом специально, чтобы не создалось впечатления, будто идеализирую 524-ю школу. Даже элементарное сопоставление этих ответов показывает, насколько точно отразил фильм взаимоотношения в школьном коллективе, где нередко идет трудная и полезная борьба не только за маленького (по возрасту) человека, но и за большого. Действительно, с одной стороны, обида на пародию, с другой - постижение высокого чувства ответственности учителя перед учениками. Что в данном случае принесет школе реальную пользу? Ответ однозначен.
А потому вернемся к Валентине Михайловне Трифоновой. Ее отношения с 10-м классом «Б» сдержанны и даже, казалось бы, прохладны. Вот мнение учителя: «Средний по всем показателям класс. С удовольствием перевела бы некоторых учеников в 9-й и даже в 8-й классы».
А вот мнение десятиклассницы об «истеричке»: «Она строга, порой сурова, но всегда справедлива, великолепно знает и преподает свой предмет. Эталон учителя». Подобный отзыв далеко не единственный. Вот почему справедливее сдержанные, прохладные отношения назвать деловыми. Трифонова относится к своей миссии как к важнейшему делу, которое не укладывается в рамки школьных программ. И поэтому, к примеру, нередко ее уроки превращаются в музыкальные лекции, посвященные творчеству Бетховена или современной французской песне. Доклады готовят сами ученики. Все это не вопреки и не вместо учебной программы, а наряду, вместе с ней. И это как ответ делом на собственное внутреннее убеждение: «...пыталась воспитать в учениках именно те качества, которые больше всего ценю в подростках, - любознательность, принципиальность, любовь к искусству (на уроках истории изучается и история культуры)».
Живой человек, она остро, порой даже болезненно реагирует на отсутствие внутренней культуры у своих питомцев. Один из десятиклассников рассказывал мне о конфликте, который произошел у него с Валентиной Михайловной, - разговор состоялся на уроке «на самых верхних нотах» (его слова). «А все почему? - пытался анализировать он. - Нервы не выдержали - и у меня и у нее. Но вообще-то она человек правильный и учительница знающая». Этот ученик не числился в отличниках, в аттестате у него в основном «тройки». Но на выпускном экзамене по истории он отвечал уверенно, и я сам видел, с каким удовольствием Валентина Михайловна Трифонова выводила ему «пятерку». Нет, ученик не затаит обиду на учителя, он даже простит ему вспышку несправедливого раздражения, но лишь в том случае, если это движение его души будет эхом души учителя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.