В июне 1969 года в Министерстве газовой промышленности СССР появился очередной приказ. В нем, в частности, говорилось: «Организовать в г. Тюмени на базе специализированного управления № 19 комсомольско-молодежный трест по монтажу блочно-комплексных устройств и сантехническим работам - «Тюменьгазмонтаж». Основные задачи нового треста: «Внедрение прогрессивных форм и методов организация производства и труда, обеспечение высокого качества работ и требований современной эстетики... Проведение организаторской и воспитательной работы с молодыми строителями с тем, чтобы создать высокоорганизованные мобильные коллективы, которые должны стать школой нового пополнения строительных организаций Главтюменьнефтегазстроя и других подразделений министерства способными инженерно-техническими работниками и квалифицированными рабочими». О том, что трест успешно справился с этими задачами, свидетельствует премия Ленинского комсомола, присвоенная в октябре прошлого года молодому коллективу монтажников.
Есть у треста свой девиз: «Авиация плюс наука плюс молодость».
Без авиации трест, наверное, не мог бы существовать. Самолетами доставляются блоки будущих станций, строительные материалы, жилые вагончики, продовольствие. С помощью самолетов и вертолетов в различных уголках тайги и тундры высаживаются десанты молодых монтажников. Средний возраст рабочих треста не превышает комсомольской «нормы» - 26 лет. Коллектив треста взял на себя обязательства выполнить пятилетнее задание на полгода раньше срока. А для этого необходимы не только желание молодых, их мускулы, но и их знания, научный подход к делу. Новые методы труда «обкатываются» на экспериментальном заводе треста, где создаются узлы и блоки будущих станций. К концу десятой пятилетки (трест, как видите, живет будущим) будет построено еще пять заводов, производительность труда на них вырастет втрое.
В чем же причина успехов этого молодежного коллектива?
С этого вопроса корреспондент «Тюменского комсомольца» РАФАИЛ ГОЛЬДБЕРГ и начал беседу с управляющим трестом ИГОРЕМ ШАПОВАЛОВЫМ.
- Только не удивляйтесь, хорошо? В основу расчета на успех нового дела была положена романтика как неотъемлемая, а для нас важнейшая черта современного молодого человека. Вот о нем часто говорят: рационалист! А между прочим он не стремится только к тому, чтоб обменять свою мускульную силу на звонкие рубли. Время предоставляет ему блестящие возможности поработать головой. И ребята такие точки приложения сил ищут. Словом, ситуацию Тюменский обком комсомола и наше министерство (тогда мы входили в состав Мингазпрома) уловили точно: способность молодых, рвущихся на далекие стройки, можно использовать более рационально, чем это делалось до сих пор. Нужно указать цель и предложить: ищи к ней новые пути. На жарком пламени комсомольского поиска и вырос наш трест.
- То, что точка приложения этих творчески кипящих сил оказалась именно в Тюмени, - случайность?
- Не совсем. Первое «за» - здесь потребовались необычайно высокие темпы. Значит, заинтересованные лица могли пойти и на риск, чтобы посмотреть: что выйдет из такой лихой идеи, как наша? Ну, и задачки, которые таежная Тюмень задавала строителям, тоже требовали иного, нетрадиционного решения. Было понятно: то, к чему привыкли, долго и в силу этого неприемлемо. А молодежь, на которую предполагали опереться, классическим опытом строителя не отягощена, инерция мышления ей не свойственна. Словом, мы вытащили счастливый билет.
- Теперь вы можете оглянуться на пройденный путь - от крохотного СУ-19 с полукустарным заводиком до сегодняшних масштабов. Но ведь для первого шага н всех последующих потребовались люди. Энтузиасты, которые поверили вам.
- Такие люди нашлись. У них были энтузиазм и образование. Специальности? Самые разные. Строители стали думать, как не допустить на стройку мелочность, текучку, которая держала их за горло и медленно заливала бетоном строчки институтских формул в мозгу. Пришли люди из машиностроения высокого уровня: самолето- и судостроители. В наших КБ они стали инженерами конкретной, но новой специальности - конструк-торами-блочниками. Они искали новые способы компоновки объектов. Они боролись против объема и веса с жаром толстяков, которые во что бы то ни стало решили похудеть. Они строили будущие станции на бумаге, а потом в тайге, опрокидывая сроки.
- Судьба ваша была бы более спокойной, если бы, доведя «до ума» первые варианты блоков, вы перешли к стабилизации. Но этого не случилось?
- Все получилось наоборот. Если завтра мы узнаем, что можно улучшить сегодняшние конструкции, мы тотчас за это возьмемся. Так уж получилось: у нас есть эта возможность - мы до сих пор экспериментальные, со всеми отсюда вытекающими плюсами и минусами.
- Эсперимент и нормы - очень интересная тема. Но прежде расскажите, как развивалась сама идея.
- Я уже говорил, что нас беспокоили объем и вес. Именно объем и вес. Объем трюма самолета АН-12 и его взлетный вес. Кажется, удается закрепиться в этих рамках. А еще любопытно, как идея блочности трансформировала параметры наших станций - кустовых и дожимных насосных. «Библия» всякого строителя - СНИП, строительные нормы и правила. СНИП требуют размещать станцию в машинном зале определенной высоты. Чтобы в нем осмотр механизмов провести, сборку, разборку, ремонт... Но это противоречит самой нашей идее, в которой заложено и оперативное перемещение в случае производственной необходимости. Между прочим, одна из наших котельных, честно отработав несколько лет в Сургуте, теперь трудится в Нижневартовске.
- То есть стены и крышу, которыми так ласкают взгляд ваши жемчужно-алюминиевые станции, побоку?
- Они ни к чему. Уже сегодня мы довольно плотно начиняем блоки Б-9, Б-12 механизмами. Но это не пик рациональности. Думаю, достаточно одевать насосы, двигатели прочной терморубашкой.
- А есть ли уже опыты «бездомных» установок?
- Дожимная насосная станция-2 на Самотлоре работает открытой. Осмотр? Все доступно. Ремонт? Кран снимает станцию с места и увозит в цех. Еще вариант - откидывающиеся капоты... Да, а заказчики все еще требуют здание. Которое нужно для того, чтобы было где гулять одному слесарю.
- Инерцию заказчика победить нелегко. А Госстрой? Каким вы выглядите в его глазах?
- С точки зрения Госстроя нас не существует. С точки зрения СНИПа - тоже. Иная прозрачная субстанция...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рабочие московского автозавода имени ленинского комсомола обсуждают статью Лиины Тарховой «Самое душевное в человеке»