Воспитание героя

В Прожогин| опубликовано в номере №519, январь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

О романе А. Первенцева «Честь смолоду»

Первая часть нового романа Аркадия Первенцева «Честь смолоду» целиком посвящена описанию детства и комсомольской юности Сергея Лагунова. Здесь автор раскрывает социальную природу тех замечательных идейных и душевных качеств советской молодёжи, которые столь ярко проявлялись в годы Великой Отечественной войны. Отвага, мужество, героизм Сергея Лагунова и его сверстников в борьбе против немецких оккупантов не являются для читателя чем-то неожиданным и сверхъестественным, хотя сила их подвига сама по себе беспримерна.

Некоторые писатели, к сожалению, пока ещё не научились видеть того, что так тонко подметил М. Горький в первые же месяцы после своего приезда в СССР из Сорренто. В начале 1929 года он писал:

«Дети растут коллективистами, - вот одно из великих завоеваний нашей действительности, я считаю его неоспоримым и всё более глубоко пристающим в жизнь...»

Аркадий Первенцев убедительно показывает, как социалистическая действительность, как воля коллектива влияют на формирование «человека совершенно иной индивидуальной психики». Враги социализма доказывали, да и теперь ещё тщетно пытаются доказывать, что рост индивидуума затруднён при социализме, что индивидуальность стирается, обезличивается влиянием, давлением коллектива. Жизнь не только отвергла, но и весело посмеялась над такими прогнозами, над такими утверждениями самовлюблённых буржуазных индивидуалистов.

В романе «Честь смолоду» изображена целая галерея советских юношей, выросших и созревших 8 условиях социалистического коллективизма. И каждый из героев романа - совершенно определённая, волевая, интересная индивидуальность.

Сергей Лагунов не похож на Виктора Неходу, а тот, в свою очередь, не похож на Сашу Редутова, как последний не похож на Яшу Волынского. А в то же время все они имеют одну общую черту характера, присущую всем советским людям, выросшим под благотворным идейным влиянием большевистской партии, под воздействием социалистической действительности: все они коллективисты, все они люди, безгранично любящие свою социалистическую Родину.

С этой точки зрения, шестая глава первой части романа, пожалуй, самая удачная. Озаглавлена она «Первый трактор». Сергей Лагунов, от имени которого ведётся повествование, обращаясь к своим читателям, говорит:

«Молодые мои читатели, откинем мои переживания, порождённые детским тщеславием. Оставим только самое существенное - впечатление от первого трактора. Мне жаль, что вам уже не придётся прочувствовать того, что пришлось на мою долю на заре поразительного общественного устройства советских земледельцев».

Над Кубанью, как и над всей землёй советской, занималась заря новой, колхозной жизни. Сергей Лагунов был не только живым свидетелем, но и участником строительства этой новой жизни. Он видел, как новое пробивается сквозь преграды старого, отмирающего. Он понимал, что для укрепления и развития ростков нового нужна убеждённость и самоотверженность людей, посвятивших себя борьбе за торжество нового, за торжество коммунизма. В числе таких убеждённых и самоотверженных борцов был и отец Сергея - Иван Тихонович Лагунов.

На всю жизнь запечатлелись в сознании маленького Серёжки слова его отца, раненного кулаками. Зажимая руку, простреленную пулей. Иван Тихонович торжественно, как клятву, произнёс.

- А ничего... не брошу... не сойду.

Сергей Лагунов в самые тяжелые минуты своей жизни - и в боях за Севастополь, и в боях под Сталинградом, и во время воздушного десанта в Крыму на фашистский аэродром «Дабль-Рихтгофен», и в партизанском отряде - вспоминает эти ободряющие слова отца.

Семья, комсомол, партия, вся окружающая действительность, исполненная борьбы за торжество коммунизма, - всё это, вместе взятое, оказывало своё благотворное влияние на идейное формирование Сергея Лагунова, как и всей советской молодёжи.

Замечателен финал романа. Он органически связан с исторической перспективой борьбы за обеспечение и упрочение мира во всём мире.

Война закончилась. «Что же дальше? - задумывается Сергей Лагунов. - Может быть, мне демобилизоваться, как сделали многие мои товарищи, уйти из армии?»

Однако такое желание пока для него неосуществимо. Чувство ответственности за будущее продиктовало ему другое решение. Пока он молод, здоров, полон сил, обогащен опытом войны, его место в рядах тех людей, на которых страна возложила ответственность за будущее, то есть ответственность за охрану и обеспечение прочного и длительного мира. Заключительная глава романа так и называется: «Ответственность за будущее».

«Я вспоминаю Карашайскую долину, нашу беседу с Лелюковым в Крымских лесах, когда мы с остатками парашютного отряда уходили к фортам Севастопольской крепости. Да. В случае новой опасности для нашей Родины мы должны вступить в битву, имея высшее образование, как и подобает воинам, идущим к вершинам коммунизма.

И вот я в столице, в Москве.

Я поднимаюсь по широким гранитным ступеням Академии имени Фрунзе и вхожу в её широкие двери».

Так заканчивается этот яркий, полнокровный роман о бессмертных подвигах, беззаветном и самоотверженном служении Родине нашей молодёжи. Эпиграфом к роману вполне могли бы служить слова из заключительной главы: «Жизнь наша тесно сплелась с судьбой нашего социалистического государства».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены