Каждый раз, когда Алексею приходилось налаживать автоматы на кольца № 205, он думал о том, как бы заставить эти станки работать производительней.
- Не поверю, что четыреста колец - предел, - говорил Алексей сменному наладчику, принимая у него станки.
- Предел - не предел, а больше не дают. Что с ними поделаешь? - отвечал сменщик Алексею. - Вот нынче и четырёхсот не дали. Шалили четырёхшпиндельные, наверно, поизносились.
Алексей снова проверял все операции обработки, но опять приходил к выводу, что станки исправны и придраться к ним невозможно. При хорошей наладке они всегда обрабатывали 400 колец.
Но вот раз, вглядываясь в движущие механизмы автомата, Судьин увидел то, чего раньше не замечал. Он увидел, что не все резцедержатели используются. Пожалуй, если поставить в свободные державки дополнительные резцы, то вместо одного кольца можно одновременно обрабатывать два.
Эта мысль удивила Алексея. Как же ему не пришло это в голову раньше?
Ведь это так просто и так здорово!
Начальник отделения Коротков встретил Алексея приветливо. Судьин был одним из лучших наладчиков 1-го Подшипникового завода имени Л. М. Кагановича. Он первый в цехе стал обслуживать 8 автоматов вместо 4. А когда начинались отпуска и надо было временно заменить товарищей,Судьин умудрялся налаживать 12 автоматов.
- Фёдор Фёдорович, я задумал кое-что, - выпалил сияющий Алексей. - Хочу на четырёхшпиндельных автоматах поставить дополнительные резцы и заставить их обрабатывать одновременно два кольца.
Сообщение очень заинтересовало Короткова.
- Ну-ка, пойдём к станкам, - сказал он, - посмотрим, что это ты надумал.
Старший мастер оценил предложение. Молча выслушав Алексея, он, не теряя времени, тотчас же занялся подбором инструментов и приспособлений. Повозиться пришлось изрядно. Но через несколько дней всё было готово: инструмент подобран, чертежи проверены, запасены трубы.
Подвёрнута последняя гайка, включён мотор. Завертелись шпиндели, подъехали к ним резцы и, сменяя друг друга, вгрызлись в вертящуюся трубу. С лёгким дымком отлетала синеватая стружка, утопая в молочной эмульсии. Всё шло прекрасно. Алексей, заметно волнуясь, торжественно снял со шпинделя два кольца, торопливо поднёс к мерительному прибору и облегчённо вздохнул: размеры точные.
Фёдор Фёдорович сердечно поздравил Алексея с успехом.
Усовершенствование Алексея Судьина помогло увеличить выпуск подшипников на 20 тысяч штук в месяц. Цех сэкономил на его предложении 30 тысяч рублей, которые вместе с десятками миллионов заводской экономии влились в фонд двух московских миллиардов.
С тех пор прошло полгода. Алексей успел внести весьма ценные поправки в технологию. На одном станке он изменил конструкцию механизмов, подающих металл, на другом - улучшил систему зажима металла, на третьем - усовершенствовал приспособление для режущего инструмента.
Недавно произошло знаменательное событие: Судьина пригласили на заседание Научно-исследовательского института подшипниковой промышленности. Учёный совет института заслушал доклад Судьина о его рационализаторских предложениях и постановил включить в тематический план токарной лаборатории тему, подсказанную молодым рабочим.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О романе А. Первенцева «Честь смолоду»