Воспитание чувств

опубликовано в номере №1059, июль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кого больше – детей или родителей?

Печальная привилегия кумира

Объективное или субъективное…

Экономя копейки, теряем рубли

… и папа тоже

Эти «выгодные» студенты

Кумир семьи

Г. Киселева, кандидат экономических наук.

Размер семьи становится все меньше. Факт этот настолько очевиден, что А нет нужды иллюстрировать его цифрами. Если в ближайшее время этот I процесс не затормозится, мы придем к тому, что поколение детей окажется меньше поколения родителей. (Эта опасность подстерегает в первую очередь ряд областей Российской Федерации.) Далеко не все молодые супруги понимают, что наличие в семье лишь одного ребенка неблагоприятно отразится на обществе, породив впоследствии нелегкие социальные и экономические недуги.

Некоторые считают, что снижение рождаемости выгодно обществу, поскольку уменьшаются затраты государства, связанные с содержанием, лечением, воспитанием и обучением детей. Да и вообще, по их мнению, то внимание, которое в последнее время уделяется этой проблеме, преувеличено. Мол, пока прирост населения вполне достаточен (почти 9 человек на 1 000 жителей), а если произойдет его резкое уменьшение, тогда и будем думать, как изменить положение.

Подобные рассуждения представляются близорукими. Нельзя исходить только из интересов нынешнего дня. Сегодняшняя выгода завтра может обернуться невосполнимым ущербом. Нынешние иждивенцы – это завтрашние кормильцы, и если сегодня мы работаем на детей, то завтра дети будут работать на нас. Поэтому необходимо, чтобы не было значительного разрыва между численностью вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы.

Есть специалисты, полагающие, что проблему эту можно решить одним махом: компенсировать родителям расходы на детей.

Эта мера нужна, но она не может быть единственной. Дело в том, что в этом вопросе огромное значение имеет и общественное мнение об «идеальном» числе детей в семье. Мнение это создает у супругов определенный социально-психологический настрой, от которого в значительной степени зависит их решение, сколько иметь детей. К сожалению, пока общественное мнение скорее за малодетную семью. И вот результат: большинство молодых семей, как показал недавно проведенный нами опрос, уверено: достаточно иметь одного ребенка! Одного, мол, легче воспитывать, легче вырастить настоящим гражданином.

Как они ошибаются! С абсолютной уверенностью могу утверждать, что один ребенок в семье – это плохо и для самой семьи, и для ребенка, и для общества в целом.

Когда в семье растет один малыш, все внимание родителей сосредоточено только на нем. Вначале он слишком мал, не понимает, что его особое положение – результат того, что других детей просто нет. Его требования к окружающим возрастают, к себе – снижаются. Единственному ребенку часто свойственна переоценка своей личности, эгоизм; это иногда затрудняет общение со сверстниками. Крупный советский психиатр О. В. Кербиков предложил даже термин – кумир семьи.

Быть кумиром семьи, как правило, печальная привилегия. Педагоги, психологи, психиатры отмечают, что дети, выросшие в семьях, где у них были братья и сестры, легче налаживают контакты с окружающими, более трезво оценивают свои возможности.

Ну, а родители? Психология тех, кто имеет одного ребенка, сильно отличается от психологии родителей, у которых несколько детей. Боязнь потерять своего единственного сопутствует им всю жизнь. С возрастом боязнь все увеличивается. Кстати, это субъективное ощущение тревоги родителей за жизнь и здоровье единственного ребенка имеет под собой и определенную объективную основу. Исследования медиков, генетиков, антропологов свидетельствуют о том, что первые дети, как правило, физически значительно слабее вторых и третьих, менее жизнестойки.

Бесспорно, вырастить и воспитать ребенка – нелегкое дело, особенно при условии, что мать работает. И все же ни с чем нельзя сравнить радость матери и отца, у которых дом полон ребятишек – здоровых, неизнеженных, умеющих заботиться друг о друге.

Моя мама – студентка

А. Логинов, профессор, доктор биологических наук

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лето-71

Предлагает Ленинград

Капитальный ремонт

Архивный репортаж с Минского завода по ремонту самолетов