В №№ 15 и 16 «Смены» мы рекомендовали ознакомиться с книжкой Д. Бедного «О писательском труде» и с литературно-критическими статьями В. В. Воровского, выпущенными недавно Институтом Ленина. Сегодня мы даем статью о книжке М. Горького «Рабселькорам и военкорам».
Эту книжку, в которой величайший мастер современного пролетарского искусства делится с молодыми писателями своим огромным литературным опытом, должен знать каждый, рабочий-литкружковец.
Почему возникает желание писать? Все - без исключения - редакции завалены рукописями начинающих писателей. При заводах, школах, колхозах работают литературные кружки. Существуют литературные вузы - и недостатка в человеческом материале они, как будто, не ощущают. Желание писать, количество людей, пытающихся овладеть оружием художественного слова, резко возросло после революции, потому что только после революции, по выражению Ленина, стало возможным «обнаружить таланты, которых в народе непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами». Откуда же возникает это желание писать?
В книжке «Рабселькорам и военкорам - о том, как я учился писать», вышедшей еще в 1928 году, М. Горький приводит отрывок из письма пятнадцатилетней девушки, дочери рабочего. «Мне 15 лет, - пишет она, - но в такой ранней молодости во мне появился писательский талант, причиной которого послужила томительно бедная жизнь». «Томительно бедная жизнь» - вот что толкает многих и многих к литературе. Желание приукрасить жизнь, обогатить ее красивыми выдумками - один из основных, по Горькому, источников художественного творчества.
Другой корреспондент Горького, молодой рабочий 17 лет, пишет: «У меня так много впечатлений, что не писать я не могу». Здесь желание писать объясняется уже другим - богатством жизни, богатством впечатлений, которые она дает и о которых умолчать ни в коем случае нельзя.
Итак, существуют два источника художественного творчества, и Горький показывает на примере своей собственной писательской работы их значение:
«На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительно бедной жизни» и потому что у меня было так много впечатлений, что «не писать я не мог». Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную» жизнь такие вымыслы, «выдумки», как «Сказка о соколе и уже», «Легенда о горящем сердце», «Буревестник», а по силе второй причины я стал писать рассказы «реалистического» характера - «26 и одна», «Супруги Орловы», «Озорник».
И дальше Л. М. обращается к первоисточнику всею творчества - к действительности. Ряд великолепных страниц посвящен описанию тех поистине жутких условий, в Которых рос и воспитывался писатель.
Некоторые литературные враги Горького встретили эту книжку А. М. радостным лаем. Они обнаружили, что в ней неточно приведены названия двух-трех книг, перепутана одна цитата, неудачно указана библиография. Действительно, эти неправильности в книжке имеются. Но они просмотрели у Горького самое главное, они не заметили, что в этой книжке Горький знакомит рабселькоров и военкоров со своим изумительно богатым писательским опытом.
Чем ценна для Горького литература? Тем. что она «обладает способностью досказывать мне о человеке то, что я не вижу, не знаю в нем» (подчеркнуто Горьким - Г. Л.). И сам Горький все время «досказывает» своим читателям: вот мещанин, вот человек, солнце которого - медный грош, - смотри на него, изучай его, ненавидь его! Вот проститутка Тереза - она хороший человек, и несправедливо, что она проститутка. Вот Клим Самгин - это человек, все время вращающийся среди революционной и околореволюционной публики, но ведь он - брат родной Рамзину и Громану.
«Срывание всех и всяческих масок» - эта особенность беспощадного толстовского реализма, которую отмечал Ленин - основа художественного метода пролетарского писателя Максима Горького. И наличие в творчестве Горького «выдумок, украшающих жизнь», не противоречит, как нам представляется, этой характеристике горьковского реализма. Ибо «Буревестник» и «Сокол» - не просто «выдумки». В этих образах нашла свое выражение революционная целеустремленность пролетариата царской России.
Горький не указывает в своей книжке «рецептов», не указывает, как «надо» писать. Он настаивает лишь на точности описаний - «чтобы слова дали живую картину, кратко отметили основную черту фигуры, укрепили сразу в памяти читателя движения, ход и тон речи изображаемого лица».
И это правильно. Учиться у Горького - не значит подражать ему. Горький начинал свою литературную деятельность в девяностых годах прошлого столетия, в период самой оголтелой, самой мрачной реакции. Молодые писатели рабочего класса, берущиеся за перо 35 лет спустя, живут и действуют в совсем иную эпоху - в эпоху развернутого социалистического наступления на остатки «томительно бедной жизни». Вооружимся горьковской ненавистью и горьковской любовью, продолжим горьковскую линию в литературе, чтобы оружием художественного слова до конца уничтожить эту «томительно бедную жизнь»!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Пленуму ВОАПП