В скитаниях

И Злотникова| опубликовано в номере №528, май 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вольнолюбивая муза юного Пушкина открыто и страстно враждовала с царским самодержавием.

Широко популярные, заучивавшиеся наизусть «возмутительные, наводнившие Россию» нецензурные стихотворения и эпиграммы поэта навлекли на него «высочайший» гнев,

Александр I, «властитель слабый и лукавый», решил бросить дерзкого поэта в тюрьму, либо сослать в Сибирь или на Соловки. Благодаря заступничеству влиятельных друзей Пушкина, заручившихся его обещанием не писать в течение двух лет ничего «крамольного», его выслали в Екатеринослав под видом служебного перевода к главному попечителю колонистов Южного края генералу Инзову. В мае 1820 года Пушкин выехал из Петербурга.

Невеселы были первые, новые впечатления Пушкина, заболевшего в Екатеринославе горячкой. Генерал Раевский, проезжавший с семьёю на Кавказ, нашёл его в бреду, без присмотра, «за кружкой оледенелого лимонада». Отпущенный Низовым больной поэт был привезён Раевским в Пятигорск, где пролечился два месяца. Под влиянием навсегда полюбившихся величественных картин кавказской природы он написал здесь эпилог к «Руслану и Людмиле», задумал «Кавказского пленника».

Три недели Пушкин провёл с Раевским в Гурзуфе. «Полуденный» Крым, очарован поэта, отразился в его «Бахчисарайском фонтане», в ряде стихотворений, а позднее - в «Евгении Онегине».

В сентябре Пушкин, снова заболев в пути, приехал в Кишинёв, куда перевели Инзова. Почти трёхлетняя, с небольшими отлучками, кишинёвская ссылка поэта ознаменована его высоким духовным ростом. Зимой 1820 года он гостил в Каменке (Киевской губернии), где закончил начатого в Крыму «Кавказского пленника».

Летом 1823 года Пушкин лечился в Одессе, куда вскоре был переведён из Молдавии. Его новый начальник, генерал - губернатор граф Воронцов, сухой и надменный англоман - формалист, не признавал дивный дар Пушкина и угнетал его официальной и нелепой, мелкой требовательностью.

В августе 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в псковскую деревню своих родителей - село Михайловское.

Любуясь на «берег Сороги отлогий, на полосатые холмы», Пушкин почти безвыездно провёл в тиши лесов «изгнанником два года незаметных». Усиленный шпионаж за каждым его шагом и семейные неурядицы окончательно отравили насильственное «уединение» Пушкина.

Но «Михайловский узник» оказался подлинным «духовным богатырём». Плодотворно работая, он закончил «Цыган», написал «Бориса Годунова», четыре главы «Евгения Онегина», «Графа Нулика», «Послание в Сибирь», «Пророка» и многое другое.

Узнав о смерти Александра I, поэт собрался в Петербург. Случайность помешала этой поездке и участию Пушкина в декабрьском восстании его товарищей. Заподозренный в сочувствии декабристам, у которых при обыске были обнаружены запретные пушкинские стихи, поэт, уничтоживший свои записки, всё же опасался новых осложнении.

Порываясь, как и в Одессе, бежать от царских цепей, нетерпеливо ждал он избавления.

Поэт просит нового царя, Николая I, об освобождении из ссылки. «Свободно, не в виде арестанта, а в сопровождении фельдъегеря» был привезён в сентябре 1826 года Пушкин к Николаю в Москву. На словах поэт получил полную свободу, но на деле за ним тут же был установлен неослабный жандармский надзор.

В мае 1829 года поэт самовольно - за что и получил строгий выговор - выехал из Москвы в действовавшую против турок армию.

... Последний рейс, заключивший скитания погибшего «невольника чести», совершился, как и при его жизни, под надзором жандармов. На почтовых, в рогоже и соломе, сквозь ночь, секретно - «во избежание церемоний» - привезли в Святогорский монастырь останки великого русского национального поэта. Лишь постоянный спутник его - Никита Козлов, верный А. И. Тургенев да горевавшие Михайловские крестьяне проводили его в могилу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Народный поэт

Белинский о Пушкине