Вокруг писем комсомолок

опубликовано в номере №60, август 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Дружественный корреспондент Нины Вельт»

НИНОЙ ВЕЛЬТ получено письмо, в котором ее корреспондент, всецело соглашаясь с ее взглядами, старается придать им конкретное жизненное разрешение.

Автор корреспонденции - уже пожилой товарищ, многое испытавший и сильно заинтересовавшийся так называемым «женским вопросом». Тем более интересно услышать мнение старшего, пожелавшего принять участие в тех спорах и сомнениях, которые столь волнующи и остры в среде молодежи.

Вот выдержки из этого письма, любезно предоставленного нам Ниной Вельт:

«Современную эксплуатируемость «женского класса», - как условно выражается упомянутый товарищ (и в то же время господствующее положение «мужского класса»), - создают следующие три фактора:

1) Вся черная работа падает в семье на женщину.

2) Рожает женщина.

3) Вся тяжесть выхаживания детей падает на женщину.

Из этих трех факторов неустраним только второй, но при устранении двух остальных факторов (и при урегулировании его самого) он утратит все свое теперешнее отрицательное значение». Первый фактор устраняется - в этом корреспондент Нины всецело присоединяется к ее мысли - «раздельною жизнью»; однако, он находит нужным уточнить и развить это положение: «Но нужно понять, что для счастья такая раздельная жизнь нужна, не на всю жизнь, а только до тех пор: а) пока супруги не убедятся в том, что «они могут любить друг друга» (автор письма настаивает на необходимости не только любви, но и умения любить, и употребляет выражение Ницше: «Мы любим друг друга, посмотри м - можем ли мы любить друг друга»), и б) пока они не убедятся в уважении друг к другу, во взаимном понимании вкусов, потребностей и привычек другого и в умении не быть другому в тягость». Таким образом, «раздельная жизнь» принимается как «временная предосторожность» и затем переходит при благоприятном развитии отношений в «новый синтез семьи новой формации». Третий фактор, наиболее закрепощающий женщину - «выхаживание детей» - должен быть облегчен, по мнению корреспондента Нины, и это - его новое практическое предложение - «кооперированием женщинами выхаживания своих детей». Вопрос этот особенно важен потому, что «пока наше становящееся на ноги государство не в состоянии исчерпывающе разрешить его социальным воспитанием», а также и потому, что так назыв, «алименты» - материальный оброк с мужчины - «не освобождают женщину, не развязывают ей рук и нередко превращаются для нее в жалование кормилицы, няни, воспитательницы собственных детей».

Кооперирование 10 - ти женщин, сверстниц по беременности и родам, для совместного выхаживания своих детей, кажется автору письма к Нине делом вполне доступным, хотя и требующим, по его исчислениям, расходов не менее 7 - ми тысяч руб. в год. Сюда входят расходы: по найму или новой постройке помещений, на приобретение автомобиля для развозки детей к матерям для кормления, на содержание шофера и 3 - х нянь, не говоря об одежде и пище детей, а также на погашение процентов ссуды, которая, несомненно, потребуется для такого предприятия. Все это составит на долю каждой матери расход в 60 рублей в месяц (30 от нее лично и 30, предполагается, от отца ребенка).

Видите, какого конкретного и в сущности необходимого дополнения потребовала теория о раздельной жизни, и нельзя не отметить того, что это не случайность. Еще в планах Нины Вельт сквозила легкость, с которой она справлялась с поставленным вопросом, стоило только преподнести «раздельность», как все оказалось разрешенным. Чувствовалось, что только налаженный и устроенный личный уклад мог дать такую скорую разгадку.

У ее же дружественного корреспондента в его попытках конкретизировать теорию Вельт еще ярче обнаруживается, что любить по предложенному плану могут зрелые, культурные, рассудительные, нормально обеспеченные люди. Почти нет сомнений, что теория Нины Вельт и ее корреспондента выражает настроения людей интеллигентных профессий. Чувствуется, что их предложения наиболее близки и доступны культурным одиночкам, обладающим неплохим минимумом обеспеченности и способным взвешивать каждую деталь, прежде чем сделать тот или другой шаг.

Нарисованные ими перспективы безупречны по своей размеренности (может быть и умеренности) и «могий вместили да вместит» их, но доступны ли, приемлемы ли они для широких масс молодежи?

По крайней мере, методы их рассуждений как - то вообще не общественны, как - то узко личны или кустарны. Выходит так, что если Нине Вельт (или какому - либо ее последователю) удается устроиться, так - как она загадывает, то этим дело и ограничивается. Личное счастье обеспечено.

Наше мнение сводится к тому, что для «личного счастья» каждый безотносительно - холост ли он, женат ли, счастлив или нет - должен чувствовать себя пионером, зачинателем в деле перерождения семьи и направлять свои инициативу и энергию во все стороны, способствующие пробить дорогу новому быту в этой семье (будь ли то кооперирование, будь ли то организация по общежитиям, будь ли то добровольное содействие детским домам, яслям и пр.).

А направление этой деятельности должно клониться к обобществлению выхаживания детей, обобществлению семейно - кухонных процессов и пр. Об этом, кажется, не приходится спорить. А будет ли это совместная или раздельная жизнь, - все это отвлеченные рассуждения. Одно ясно, что мы должны сопротивляться узкому замыканию в семейную скорлупу двух достигших счастья существ и погрузившихся в различные рукоделия, связанные с появлением на свет потомства. Потому что есть и такая реакция - «назад к семье», - вызванная тою же нашей неорганизованностью и пассивностью.

И не следует, как многим т.т. кажется, только и заниматься, что ждать прихода социализма, - иначе откуда же он придет? Нужно также сознаться, что за спорами, «совместно ли, раздельно ли жить?», мы эгоистически забыли вопрос, поставленный Лидой. Мы всячески старались доказать, что совместно жить не следует, а, ведь, бедной Лиде никто этого не предложил, на оборот, ее обольщали всего только «совместным мигом». А такие тенденции у нас имеют еще широкое распространение, и им следует положить конец. Н. КОР.

«МИРОМ ПРАВЯТ ЛЮБОВЬ И ГОЛОД», - вспомнилось мне, когда я услышал те разговоры, споры и рассуждения, которые поднялись вокруг письма второй комсомолки, помещенного в № 12 нашего журнала.

Вся молодежь взволнована и поднята на ноги. В читальне только и требуют, что 12 - й номер «Смены». Ничто, кажется, не интересует молодежь больше, чем вопросы пола и быта. А посему на эти вопросы следует особенно много уделять внимания, а ставить эти вопросы и отвечать на них должно в ясной и четкой форме.

Я хочу поделиться с вами моими мыслями на этот счет, - должен добавить, что со мной были согласны те ребята, с которыми мне пришлось на эту тему беседовать.

Мы разберем обоснованность некоторых нападок Нины Вельт на т. Смидович и попутно выскажем свои взгляды.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мода

Руководство для Дэнди комсомольского возраста