До войны мы часто произносили строки любимого поэта:
«Крепить оборону
руками
обеими,
Чтоб
ринуться в бой,
услышав сигнал».
И когда прозвучал этот сигнал, молодой человек нашей страны ушёл в бой, полный любви к родной стране.
Но первые дни войны показали, что у хорошо вооружённого и прекрасно экипированного молодого бойца часто не хватает в бою одного - уменья. 'Теперь мы хорошо понимаем, что «крепить оборону руками обеими» - это не только быть членом Осоавиахима, а со школьной скамьи воспитывать в себе мужество в воинское искусство бойца.
Перед нами бесчестный, озверевший, наглый, но ещё сильный враг. Система фашистского воспитания и «образования» в германской школе дала возможность Гит. деру развернуть массовую фабрикацию солдат - завоевателей. Он цинично, не скрывая своих намерений, бросил лозунг: «Долой образование, да здравствует муштра характера... Школьный класс должен быть передан фельдфебелю». Альфред Боймлер, фашиствующий профессор «политической педагогики», противопоставил в молодом человеке «сложному внутреннему содержанию солдатскую выправку». Германские юноши решали в школе задачи на бомбометание, изучали химию истребления. Они маршировали по улицам и пели: «Когда тёплая кровь стекает с острия моего кинжала, моя душа переживает блаженство». После занятий в школе они занимались «практикой»: истязали людей, посещали концентрационные лагери и эшафоты; при них казнили антифашистов.
Мы говорим об этом с негодованием. Но только одного негодования здесь мало: фашистской фабрикации завоевателей мы должны противопоставить советскую школу воспитания созидателя и воина, мужественного и благородного, способного защитить родину от врага.
До войны учителя, воспитатели, да и некоторые комсомольские активисты в нашил школах часто не понимали этого. Еще несколько лет назад Михаил Иванович Калинин в одной из своих речей заметил, что в наших школах «объинтеллигенчивают людей... изнеживают ребят». И это приводило к печальным результатам.
В письме к своей учительнице Д. Гутнер школьник Виктор П., ставший бойцом, писал незадолго до начала войны:
«Это ужасно! Я вовсе не рождён для армии, и армейская обстановка меня губит. Скажите, почему я должен всё делать сам? Неужели я не способен на большее дело, чем чистка лошадей, конюшен, орудий?..»
Почему Виктор П., придя в армию, так тяжело переносил первые трудности жизни воина? Потому что в школе мало учили его борьбе с невзгодами, не воспитывали в нём мужество и уменье бойца.
Это «изнеживание человека» противно всему русскому суровому духу. Не так росли наши прадеды и отцы. Вспомним для примера систему самовоспитания, которой подверг себя мальчиком Суворов. Болезненный, он обливался ежедневно холодной водой, не надевал тёплой одежды, скакал на лошади под проливным дождём. Он знал, что у отечества есть враги, что предстоят битвы, и готовил себя к ним, изучал военное дело.
Так росли и воспитывались сотни лучших сынов нашего народа.
Феликс Эдмундович Дзержинский писал жене о воспитании своего сына Ясека: «Не тепличным цветком должен быть Ясь. Он должен обладать всей диалектикой чувств, чтобы в жизни быть способным к борьбе во имя правды, во имя идеи».
Теперь уже совершенно ясно: воспитание воина должно начаться в школе. И в этом огромную роль обязан сыграть комсомол.
Недавно Совет народных комиссаров СССР принял постановление о введении военной физической, начальной и допризывной подготовки учащихся 5 - 10 - х классов школ и техникумов. Вскоре после этого Народный комиссариат обороны утвердил специальную программу военного обучения школьников. Тем самым создана стройная система военно - физического воспитания молодёжи в школах и техникумах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
ЦК ВКП(Б)товарищу Сталину И. В.