В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ в двенадцать часов дня флот получил приказ немедленно атаковать и разрушить порты Франции, отомстить за вероломно жестокое нападение на мирных жителей. Его посылали на верную гибель. Но боль от отчаяния, страх новой бомбардировки требовали решительных мер. Правительство не могло не уступить, хотя отлично знало безумие этого предприятия.
В два часа дня с гордо развевающимися вымпелами двинулся в бой английский флот. Далеко впереди, разведывая путь, со скоростью 60 - ти верст в час шли миноносцы. Движение линейных кораблей (больших крейсеров и дредноутов) прикрывали легкие крейсера. День был неблагоприятный для нападения: ярко светило солнце, море было спокойно. Движение флота скоро обнаружила французская воздушная разведка; 3 эскадрильи бомбовозов, одна за другой, боевыми треугольниками полетели навстречу английскому флоту. С безумной отвагой решили атаковать корабли с высоты 6 - ти тысяч фут. Первая эскадрилья уже близко. Частым огнем встретили ее маленькие 37 - ми миллиметровые пушки. Множество струек дыма чертили небо. С каждой секундой огонь делался метче, все небо вокруг самолетов покрылось тонкой, как паутина, сетью дымных струек. Вот черный дымок разрыва снаряда в крыле головного бомбовоза. Подбит и другой, снаряд разорвался в гондоле. Гибнут еще три аппарата. Атака не удалась. Бомбовозы подымаются выше и выше, но дальнобойная зенитная артиллерия все время преследует их. Они уже еле видны. Нападение больше не страшно. Флот развернулся в боевой строй, один за другим линейные корабли входят в Ламанш. За каждым движением флота зорко следят воздушные разведчики - французы. Вдруг из спокойной поверхности моря поднялись огромные водяные столбы. Первый залп сверх - дальнобойных береговых пушек батареи Донкерка, Гравелина, Кале, Булоньи и тяжелой железнодорожной артиллерии. Все четыре башни на каждом дредноуте повернули 12 громадных орудий на левый борт. Вспыхнуло пламя, оглушительный залп, начался бой. Флот продолжает идти полным ходом, все время, стреляя, а громадные водяные столбы все ближе и ближе, они поднимаются уже с обеих сторон. Вся сила огня сосредоточена на передовом корабле. Вот черный дым на борту, снаряд пробил броню, но корабль продолжает идти и стрелять. Только после пятого попадания он грузно оседает, сильно кренится налево, идет гораздо тише и медленно погружается в воду. Его обгоняют остальные линейные корабли; все чаще вспыхивает пламя, и все чаще подымаются около кораблей громадные водяные столбы. Тяжелый, безнадежный бой. Большие, напрасные жертвы. Но вот из кормы кораблей показались густые, плотные облака белого дыма. Окутали флот и скрыли его из вида. Орудия с башнями повернулись на правый борт; флот уходит, все еще продолжая стрелять. За ним вдогонку бросились эскадрильи бомбовозов и истребителей. Удачно пущенная мина и на левом борту появилось густое облако дыма, глубже осел, сильно накренился корабль и медленно тонет.
В двухчасовом бою между флотом и береговыми орудиями, охраняющими порты Франции, погибли лучшие дредноуты Англии. То, что уцелело, было сильно расстроено тяжелыми потерями, многие из судов принуждены были идти чиниться в доки. Так была подорвана вековая сила Англии - морской флот; хотя никогда, за все существование Англии, он не был ей так нужен, как в эти страшные дни.
С УЖАСОМ ожидали жители пострадавших городов ночи. Поражение флота отняло всякую надежду к победе. В отчаянии даже не решились попытаться ответить французам тем же и разгромить ее беззащитные прибрежные города. Вся энергия многих тысяч лучших людей была направлена на спасение уцелевших в Лондоне жителей. Целый день кипела тяжелая, напряженная и очень опасная работа; не прекратилась и с наступлением темноты, несмотря на все увеличивающийся к вечеру страх. Многие не успели выбраться и заночевали в городе. Страх был не напрасен. В 12 часов, как вчера, начался обстрел. Сверх - дальнобойной береговой артиллерии в Кале было приказано разгромить Лондон. Погибли и сильно пострадали многие вековые постройки. Разбита старинная башня «Тоуера», центральная железнодорожная станция, много разрушено и пострадало домов в Сити. Пережитые ужасы сломили силу сопротивления народа. Все требовали мира во что бы то ни стало. Мир был заключен на следующий день, тяжелый, позорный мир. Даже не потребовалось десанта.
СУДИТЕ САМИ - по силам - ли современной тяжелой артиллерии такие удары? Война создала новый род тяжелой артиллерии, установленной на специально построенных железнодорожных платформах - лафетах. Поворот пушки, угол возвышения и заряжание производится при помощи специальных моторов. 14 - ти - дюймовое орудие на железнодорожной платформе - лафете стреляет снарядом в 1650 фунтов (39 пудов) на 40 тысяч ярдов, (около 361/2 километров), 16 - ти - дюймовая пушка на постоянном бетонном основании стреляет снарядом в 60 пудов на 45.000 ярдов (почти 40 километров). Но новейшие орудия Франции далеко ушли от этих гигантов. В настоящем, 1924 году, французами установлены громадные дальнобойные пушки в 480 миллиметров калибром (почти 19 дюймов), стреляющие снарядом в 1.500 килограмм (около 95 пудов) на 60 километров (65 верст). Несколько сверхдальнобойных пушек имела Германия в мировую войну для обстрела Парижа с расстояния около 100 верст. Больших повреждений она не могла нанести Парижу, так как калибр ее не был велик и снаряд не очень тяжел. Но вновь поступившая на испытание сверхдальнобойная пушка французов сумеет принести тяжелые повреждения, так как стреляет снарядом в 271/2 пудов на 97 километров.
Недавно в иностранных военных журналах промелькнуло известие о новых сверхдальнобойных орудиях, стреляющих на 150 верст.
Сила взрыва таких орудий громадна. Ею, в боях у французского города Леона, товарный вагон был заброшен на крышу пакгауза, трехколейное железнодорожное полотно разрушалось на сотни футов, а ведь все эти повреждения причинила только 14 - дюймовая пушка. Несмотря на громадные расстояния меткость стрельбы дальнобойных орудий поразительна. Вообще же, если стрелять под одним и тем же возвышением, снаряды не полетят в одну и ту же точку. При стрельбе из 14 - дюймового орудия на 36 километров ни один снаряд не уклонился больше, чем на 350 метров по дальности и180 метров в сторону. Конечно, на такие расстояния нельзя видеть ни неприятеля, по которому стреляешь, ни разрыва своих снарядов, но это не мешает стрельбе быть меткой и точной.
По карте измеряют расстояния и определяют направление на цель. Специальные метеорологические станции передают, какие сегодня атмосферные условия (плотность воздуха, силу и направление ветра). На основании всех этих данных, довольно сложными вычислениями точно определяют, каковы должны быть возвышения и направления орудия, чтобы попасть в цель. Для стрельбы по движущимся целям существуют приборы, которые точно вычисляют поправки на скорость движения цели и время полета снаряда. Точность стрельбы, без наблюдений с помощью вычислений и приборов, так велика, что одно время в дальнобойной артиллерии Америки были запрещены все другие способы стрельбы.
В прошлую мировую войну, противоаэропланная артиллерия мало уничтожила аэропланов противника. Скорость движения аэроплана, быстро меняющиеся расстояния до орудия, высота и направления (полета, а также незначительные размеры цели аэроплан), делают эту стрельбу чрезвычайно трудной. В общем подсчете на каждый подбитый аэроплан пришлось около 8.000 выстрелов. Противоаэропланная артиллерия даже не могла загнать его очень высоко. Дальность полета снаряда вверх (потолок) были невелики. Сравнительно малая скорость стрельбы и медленный полет снаряда делали эту стрельбу мало действительной. Уже в прошлую мировую войну для низко летящих аэропланов был очень опасен пулеметный огонь. В настоящее время в Америке частью поступили на вооружение, частью - на испытание и в изготовление новые образцы противоаэропланного оружия. 1 - ый - пулемет, стреляющий на 9 - 12 тысяч фут. вверх, трассирующая, т. - е. оставляющая днем дымный, а ночью светящийся след пули. След виден на 7.500 фут. Скорость огня 800 выстрелов в минуту; 2 - ой - 37 - ми миллиметровая (полутора - дюймовая) пушка, стреляющая на 14.000 фут вверх, трассирующий снаряд, оставляющий след в 10.000 фут, очень чувствительный взрыватель. (Снаряды разрываются даже, задев крыло аэроплана). Четыре таких орудия составляют батарею. Направление, цель и залп производятся механически. Батарея направляется в цель механически, направлением единственного для всей батареи телескопического прицела, залп всех орудий производится нажатием кнопки. Каждая пушка в одну минуту может выпустить 100 - 120 снарядов. 3 - й и 4 - й - образцы, более тяжелые зенитные пушки, стреляющие на 21 - 30 тысяч фут вверх.
Под огнем такой артиллерии ни один аэроплан не поспеет снизиться на 10.000 фут и даже на высоте 30.000 фут не будет в полной безопасности.
Но на этом, конечно, не остановятся. Недавно было спроектировано электрическое орудие. Пока оно очень несовершенно и не оправдало возлагаемых на него надежд; но невозможно сказать, какое его ожидает будущее.
ФЛОТ, как и всякая боевая сила, имеет довольно сложную организацию. Ему нужны глаза, чтобы найти неприятеля, обнаружить, где он и каковы его силы, другими словами, на море, как и на суше необходима разведка. Дальнюю разведку ведут аэропланы в воздухе и миноносцы. Миноносцы - небольшие суда и водоизмещение обычно не превышает полутора тысяч тонн, орудий не много, чаще всего пять, калибр небольшой между 4 - 5 дюймами, броня легкая, около 3 - х дюймов; сильное минное сооружение - 3 минных аппарата. Разведка требует быстроты движения - они самые быстроходные суда во всем флоте, делают в час до 36 узлов (немного менее 70 километров). Более сильные с большим водоизмещением миноносцы и несколько лучше вооруженные носят название эскадренных миноносцев, или истребителей. В современных флотах их очень много: в одной Англии больше 2.000. Быстроходные миноносцы смело бросаются вперед и ищут в море, где находится неприятельский флот. Быстроходность при даже сравнительно слабом вооружении делают их опасными для торговых судов. В некоторых случаях, пользуясь страшной силой морских мин, они могут с успехом напасть на линейные корабли, но только, конечно, тогда, когда корабли их нападения не ожидают. Так были выведены из строя лучшие линейные корабли нашей Порт - Артурской эскадры ночным нападением японских миноносцев за день до объявления русско-японской войны (1904 г.). Разведку необходимо почти всегда вести с боем; нужно иметь легкие, быстроходные суда с сильным минным вооружением. Такие суда называют легкими крейсерами.
Размер их сильно колеблется (от 3 до 10 тонн), впрочем, последнее время строят исключительно большие легкие крейсера - около 10.000 водоизмещения (вес на воде более 60 тысяч пудов), пушки обыкновенно 6 - ти - дюймовые (теперь устанавливают более сильные орудия), броня легкая в 3 дюйма; минное сооружение очень солидно: 12 аппаратов; они быстроходны, делают 60 и более верст в час; запас угля позволяет им уходить очень далеко. Это суда дальней разведки и крейсерской войны (уничтожения торгового флота противника). Кроме уничтожения неприятельского флота, боевому флоту во время войны приходится выполнять много других боевых задач. Блокада неприятельских берегов (требует постоянной и тщательной разведки), преследовать, брать в плен, или уничтожать неприятельские торговые суда, охранять свои берега. Боевых кораблей не может быть очень много (новейших, вполне современных во всем мире - немного больше 50); для выполнения всех этих задач, для того, чтобы боевой флот мог быть использован там, где окажется это необходимым, разведывательных судов должно быть очень много. В настоящее время во всех государствах усиленно строятся легкие крейсера.
Силы врага можно выяснить только разведкой, с боем нужны быстроходные боевые суда с могучим вооружением - их называют линейными крейсерами (иногда крейсерами первого ранга) - это уже боевые корабли. Их вооружение так же сильно, как и вооружение сверх - дредноутов, только вместо 12 - 8 орудий и более легкая броня; они более быстроходны, чем дредноуты, больший запас угля делает их более подвижными, менее связанными с базой. Они первые начинают бой - это авангард флота.
Главные силы - дредноуты и сверх - дредноуты - это гигантские боевые корабли, водоизмещение их достигает 45.000 тонн (вес на воде 2.790.000 пудов). Обшиты толстыми, стальными плитами (до 16 дюймов). В четырех вращающихся башнях установлены по три громадных, длинных (дальнобойных) пушки с 16 - дюймовым калибром. Крайние башни выше средних, поэтому с носа и кормы огонь можно вести из 6 - ти орудий, а с любого борта, из всех 12 - ти, - для отражения атаки подводных лодок и миноносцев установлены 16 метких и длинных 6 - ти - дюймовых пушек. Несомненно, на них будет установлена могучая противоаэропланная артиллерия. Размеры линейных кораблей громадны до 660 фут в длину и 105 фут в ширину. Их экипаж (команда) - 1.415 человек. Шесть таких чудовищ обошлись Сев. Америке 126 миллионов долларов (252 миллиона золотом).
Несмотря на свой вес, чудовища делают больше 45 верст в час (23 узла). В бою они очень живучи, потопить их может 2 - 3 удачных попадания мин, или 5 - 10 тяжелых артиллерийских снарядов, так как внутри корабль имеет непроницаемые для воды переборки (перегородки).
В мировую войну в уничтожении торгового флота сыграли громадную роль подводные лодки. Тогда это были сравнительно небольшие суда, вооруженные минными аппаратами и одной легкой пушкой. Теперь сохранилось только название подводная лодка, так как строятся настоящие подводные крейсера в 3 и даже 5 тысяч тонн водоизмещения, вооруженные могучими орудиями (до 12 дюймов). Флот имеет много вспомогательных судов, как - то: авио - матки, где живут, с которых поднимаются и на которые спускаются гидро - аэропланы. Вылавливатели мин - минных полей заграждения - траллерщики и много других вспомогательных судов. Как дико и странно смотреть на боевые корабли прошлого, грозу морей 400 лет тому назад. Какими жалкими кажутся они нам, особенно в сравнении с современными дредноутами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Путешествие комсомольца Ипполита