До сего времени рецепт постановки деревенских фильмов был очень несложен.
Требовалось взять попа, кулака, взяточника - предсельсовета, демобилизованного красноармейца, девушку, насильно выдаваемую замуж за нелюбимого, заснять их на фоне деревни, показать конечное торжество «светлых сил» - и фильма готова.
Советская деревня, мучительная стройка нового быта в ней и борьба со старым показывались по штампу, без капли выдумки и изобретательности. Происходило это от незнания режиссерами деревни и непонимания ими запросов зрителя.
Не так подошел к своей работе коммунист - режиссер Петров - Бытов. Ему, городскому жителю, пришлось поехать в деревню, прожить там несколько месяцев.
Результаты такой командировки не замедлили сказаться и оправдали себя: фильма показывает подлинное лицо советской деревни и убеждает, что и на «скучном», «сером» деревенском материале можно делать художественные произведения.
Тема ее: борьба новой советской общественности в лице батрака Степана с кулаком - мельником за постройку общественной мельницы и любовь его к дочери кулака. Тем не менее, шаблонными типами она раскрывается режиссером по - новому, с большим мастерством и увлекательностью, без излишних ухищрений и претензий.
Чувствуется, что режиссер хорошо знает показываемый им материал. Общий тон фильмы и ряд ее деталей сделаны просто и убедительно. Поступки героев, их психика жизненны и понятны и вполне оправдываются бытовым окружением. Классовая борьба, происходящая в деревне, и ее новое лицо зрителем, несомненно, уясняются, и в этом основное достоинство фильмы.
В ней имеются и некоторые недостатки: неправдоподобен слишком нахраписто действующий кулак - они теперь орудуют осторожнее и тоньше, опутывая мужика. Несколько фальшива сцена бросания Любаши в реку - не верится, чтобы здоровая, жизнерадостная девушка из - за любви кончала жизнь самоубийством.
Однако, эти недостатки нисколько не умаляют общей ценности фильмы.
Без сомнения, она будет встречена с одинаковой радостью рабочим и крестьянским зрителем!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.