Далеко не всякому новому виду спорта дано сразу завораживать зрителя, покорять изяществом, элегантностью. А вот синхронному плаванию подобная задача по плечу. По крайней мере резкое возрастание интереса к состязаниям «водных танцовщиц» в последнее время налицо.
Думается, не случайно первые соревнования водных граций называли художественным и фигурным плаванием. Но официальное название, пожалуй, самое точное: синхронное плавание.
Сейчас ведущие тренеры почти автоматически отвечают на вопросы об истории зарождения синхронного плавания. О том. как из показательных номеров на торжествах открытия новых бассейнов они выросли в самостоятельный вид водного спорта. И хотя те показательные вояжи горстки энтузиастов по всей стране уже давно пройденный этап, тем не менее именно они дали разгон новому спортивному увлечению. Узоры на воде, меняющиеся, как в калейдоскопе, да еще под музыку, действовали на публику просто-таки колдовским образом. Пусть это в теории называлось элементарными плоскостными перемещениями и считалось делом несложным, зрители замирали от восторга.
Но зачинателям нового вида спорта этого было недостаточно. Завоевать внимание зрителей, заразить их изящной вязью водных движений — дело, прямо скажем, немаловажное, но... ведь синхронное плавание все-таки спорт, а не цирковая феерия, хотя некоторые элементы, исполняемые опытными синхронистками, под стать цирковым. А стало быть, важен результат. В то время, когда уже вовсю проходили международные турниры, в том числе и официальные, у нас в стране серьезное синхронное плавание только начиналось.
Московским тренерам Марии Максимовой и Зое Барбиер, возглавлявшим секции в бассейнах Дворца водного спорта и «Москва», было суждено прокладывать самые первые тропинки. Хорошо, что у каждой из них была своя концепция постижения неизвестного, свои принципы подготовки. В остром соперничестве двух команд «Буревестника» и «Труда», постепенно формировалась отечественная школа синхронного плавания. После первой же международной встречи в Лондоне в 1979 году английских тренеров всерьез озадачил прогресс советских синхронисток. Уже утвердились и доказывали превосходство друг над другом европейская, американская, канадская, японская школы. И тут совершенно неожиданно на пустом, казалось бы, месте возникла новая. Но на пустом ли?
Самобытность, уходящую корнями в традиции русского балета, очень точно подметила и оценила на одном из международных турниров одна из сильнейших европейских синхронисток, австрийка Александра Вориш. Она подчеркнула правильность выбора советскими спортсменками истинно своего направления. Собственный путь всегда тернист, но в дальнейшем окупается сторицей.
Не сразу пришел успех. Сначала долгожданные медали, пусть бронзовые, завоевала восьмерка советских синхронисток на прошлогоднем юношеском чемпионате континента. А нынешней весной на Кубке Европы в Голландии советская сборная победила в групповых упражнениях. Первый главный в истории советского синхронного плавания приз завоевали Ирина Жукова. Татьяна Титова, Альфия Жамалетдинова, Екатерина Лаврик, Ольга Белая, Вера Артемова, Анастасия Лифаренко и Елена Дашина.
По мнению сильнейшей синхронистки Латинской Америки Наталии Прието, нашим дуэтам еще пока не хватает быстроты исполнения связок и отдельных элементов. Но время идет, тренеры не стоят на месте. К тому же, если раньше в синхронное плавание приходили бывшие пловчихи, «художницы», гимнастки, акробатки, то ныне мастерство постигается юными спортсменками с самого раннего возраста. А расцвет в этом виде спорта, как правило, наступает в 17 — 18-летнем возрасте.
Ошибочно полагать, что все время тренировок спортсмены проводят в воде. Конечно, именно там происходит основная работа над обязательными фигурами с мудреными и непривычными названиями «Каталина», «Дельфонина», «Фламинго», «Тюмлер», «Барракуда», «Аврора». Но нельзя недооценивать и полезности занятий на суше. Не потому, что, как правило, спортсменки начинают танец на бортике бассейна, крайне важна хореографическая и гимнастическая подготовка. Кстати, спортсменки в произвольной программе могут стартовать с любой точки бассейна: начинать композиции сразу в воде, при желании прыгать с вышки. Однако поскольку брызги в синхронном плавании нежелательны, то входные прыжки с высоты крайне редки. Если произвольная программа исполняется спортсменками в ярких, красочных купальниках и головы их украшают эффектные, чаще серебристые короны, то в «школе» все выглядит гораздо чопорней. Все участницы ради дополнительной объективности в судействе выступают в черных купальниках, белых шапочках и очках — таковы правила. И музыка в бассейне во время исполнения обязательной программы звучит скорее для зрителей.
Зато в произвольных композициях роль музыки огромна. Ведь спортсменкам в полном соответствии с музыкальным сопровождением необходимо создать образ. Кстати, песенное сопровождение в синхронном плавании тоже запрещено. Не потому ли синхронистки предпочитают классику и эксперименты с современной музыкой не столь часты.
Поскольку вода является весьма специфичной средой, то и создать образ, находясь в ней, во много раз сложнее, нежели на льду или на полу. Плавучесть, легкость в воде сразу выходят на одно из первых мест. А что еще необходимо спортсменкам. Безусловно, атлетическая подготовка, без нее темповое исполнение сложных программ, в частности, выталкиваний и выпрыгиваний, не получится. Затем артистизм и обаяние. Без них в синхронном плавании никуда. Блеклость выступления вода лишь подчеркивает. Вы заметили, что спортсменки все время улыбаются: до старта, во время танца и после его окончания. Ведь судьям и зрителям ни в коем случае нельзя показать, что программа дается им с трудом. Ну, и наконец, без чувства ритма и пластики в синхронном плавании тоже делать нечего.
Такова обязательная совокупность качеств спортсменок, представляющих этот чисто женский вид спорта.
С готовым набором достоинств в синхронное плавание не приходят. Все природные и вновь приобретенные качества шлифуются и совершенствуются в процессе подготовки, как, кстати, совершенно естественно прививаются любовь к музыке, умение держать осанку и контролировать походку. Ряды юных почитательниц еще недавно диковинного спорта быстро растут. Синхронное плавание уверенно набирает темпы в Москве и Ленинграде, на Украине, в Белоруссии, Грузии.
Однако следует признать, что безусловными законодателями мод по-прежнему остаются представительницы Москвы. Причем это касается не только «Буревестника» и «Труда», пока традиционно лидирующих, заметны успехи юных столичных спортсменок «Спартака», ЦСКА, «Зенита».
Не менее отрадно появление молодых, перспективных тренеров «новой волны», вышедших из самого первого набора. Из той самой команды «Буревестник», члены которой получили первые в стране удостоверения мастеров спорта по синхронному плаванию. Особо выделим Наталью Машук, работающую с синхронистками Грузии и подготовившую для юношеской сборной страны талантливую Христину Фаласимиди. Тренеры эти сами совсем еще молоды, но благодаря энергии и творческому энтузиазму выросли в настоящих педагогов. И дети в них души не чают.
Главный спортивный праздник года — день рождения команды. Его отмечают всегда торжественно и все вместе. Чувство коллективизма — это тоже воспитывает синхронное плавание. Выступления групп наиболее показательны, они-то и являют собой сущность нового еще вида спорта. Хоть в программу Олимпийских игр включены пока только состязания дуэтов, зрелищнее и ярче, несомненно, как раз выступление команд.
Однажды побывав на этом празднике грации и гармонии, трудно остаться к нему потом равнодушным.
Здесь есть закономерность — синхронное плавание не только услаждает взор, но и утверждает новые человеческие возможности в спорте, в такой непокорной и загадочной водной стихии.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Девять парней одного призыва. Глава четвертая
В рязанском ТЮЗе по 254-й статье КЗоТ (за нарушение производственных обязанностей) был уволен главный режиссер театра С. К. Кузьмин