... Эхолот показал: рыба есть! В глубине под бушующими волнами шли косяки минтая. Значит, не зря пробивался к дальней банке траулер «Вишера», не зря боролся с непогодой экипаж.
Через час туго натянулись тросы траловой лебедки - и из морской пучины поднялся огромный ношель - кутец, доверху набитый рыбой.
Вахта тралмастера Ивана Аникеенко готова была принять улов. Матросы Анатолий Гусев и Юрий Грибов подхватили кутец, и на палубу посыпалась из сети рыба. А разгрузки дожидался уже следующий кутец. Богатый косяк попался на этот раз «Вишере»: за одно траление было поднято около восьми тонн первоклассного минтая - цифра немалая для лова при штормовой погоде.
Вся эта рыба пойдет в счет 24 тысяч центнеров, которые экипаж обязался добыть за первый год семилетки. Обязательство высокое: до сих пор ни одно промысловое судно на Сахалине не бралось выловить столько рыбы. Но разве скажешь, что это не по плечу рыбакам, которые решили бороться за звание экипажа коммунистического труда!
В непогоду, в шторм выходит траулер на промысел. И море награждает людей за мужество, за настойчивость - один за другим поднимаются на палубу кутцы с рыбой.
- Слово, данное стране, мы сдержим! - говорит капитан судна Герой Социалистического Труда В. Воронков. - С такими ребятами горы сдвинуть можно!
В экипаже «Вишеры» есть и бывалые промысловики и молодые рыбаки, только еще свыкающиеся с морем, с нелегким рыбацким трудом. Виталий Южаков жил раньше вдали от моря, о промысле знал понаслышке, а сейчас уже освоился с тралом, может самостоятельно нести вахту у штурвала. По душе Виталию пришлось и море и дружная семья товарищей - рыбаков.
На «Вишере» решили: каждому в течение года освоить еще одну смежную специальность. Комсомолец Анатолий Гусев может возглавить траловую вахту. Слесарь Иван Ковалев изучил дело дизельного моториста. Мастером на все руки стал комсорг судна моторист Юрий Панкин.
А механику - универсалу на промысле и цены нет. В открытом море не вызовешь нужного специалиста, тут приходится рассчитывать только на самого себя.
Был такой случай. На «Вишере» вышел из строя подшипник главного двигателя. Авария серьезная, нужно было возвращаться с лова без рыбы да еще неделю стоять в ремонте. Но выручили механики во главе с Шелковниковым: во время промысла они сумели заменить негодный подшипник.
Но вот все отсеки палубы заполнены рыбой. Серебристую массу минтая по - хозяйски укрывают огромным брезентовым полотнищем. «Вишера» берет курс на Невельск.
И хотя шторм покрепчал и волны все сильнее начинают бить в стекла иллюминаторов, на душе у рыбаков становится спокойнее: траулер идет в родную гавань.
В каютах и в кубрике тепло и уютно. Это особенно чувствуешь, когда после вахты, оглохнув от свиста ветра и ударов волн, можно наконец сбросить промокший плащ и подсесть за стол и друзьям.
Моряки по - разному коротают свой досуг. У многих в руках книги, учебники. Перед третьим механиком, коммунистом К. Людвиком, стопка справочников, таблиц, чертежей. Скоро зачеты! Третий механик - заочник Сахалинского мореходного училища.
Ребята с «Вишеры» шутят: «У нас все условия для учебы. Даже свой преподаватель есть. Вместе минтая ловим». И впрямь, на траулере дублером старпома сейчас И. Эльпорт, совсем недавно преподававший в Сахалинском мореходном училище.
Радист И. Шапошников занят составлением очередной радиопередачи. Тема - соревнование траловых вахт.
... К Невельску «Вишера» подходила вечером. Справа по борту виднелись только цепочки огней. Но рыбаку и их достаточно, чтобы узнать пирс, приемную базу рыб - завода, родной город.
Южный Сахалин, г. Невельск.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.