С Героем Социалистического Труда бригадиром электросварщиков завода «Красное Сормово» имени А. А. Жданова Вячеславом Васильевичем Паищековым беседует специальный корреспондент «Смены» Эдуард Долот
Среди ярких явлений, которые принес в нашу жизнь третий, решающий год пятилетки, одно из самых интересных - почин молодежи «Красного Сормова», где найдена эффективная форма организации социалистического соревнования. Почин уже приобрел всесоюзную известность, он одобрен VIII Пленумом ЦК ВЛКСМ, нашел многочисленных последователей.
Напомним читателю, что речь идет о молодых рабочих и комсомольско - молодежных коллективах, которые поставили перед собой цель - за 3,5 года добиться производительности труда, запланированной на конец пятилетки. Во главе движения стоит заводской «Штаб ударной вахты»; начальник штаба - В. В. Пайщиков, Герой Социалистического Труда, прославленный электросварщик, бригада которого опережает пятилетнее задание более чем на год.
О том, как возник «ударный отряд девятой пятилетки», рассказали на страницах нашего журнала заведующий отделом обкома партии Н. Леонов и секретарь комитета комсомола завода «Красное Сормово» В. Лисицын («Смена № 16 за 1973 год). Продолжая начатый разговор, мы беседуем с Героем Социалистического Труда Вячеславом Васильевичем Пайщиковым.
- Если не возражаете, Вячеслав Васильевич, хотелось бы прежде всего еще разок вернуться к истокам. В чем принципиальная новизна «ударного отряда»? Ведь ударничество - явление давнее, ему, как и социалистическому соревнованию, уже несколько десятилетий. Перевыполнение норм, борьба за экономию и повышение производительности труда - в этом тоже, кажется, нет ничего нового. Что изменилось от того, что ударник стал называть себя членом «ударного отряда»?
- Разумеется, дело не только в названии, хотя, впрочем, и название новое родилось отнюдь не случайно. В нем была потребность. Ударник - слово обобщающее, собирательное, смысл его весьма широк. Между тем ударничество чем старше, тем становится сложнее, и надо бы его как - то дифференцировать. Вот, к примеру, работают рядом двое: один выполняет норму на 180, другой - на 105 процентов. Очевидно же, что уровень мастерства отнюдь не одинаковый, но название общее - ударники. Сама жизнь подсказывает, что система организации социалистического соревнования должна предусматривать какую - то иерархию формальных отличий, какие - то ступеньки...
- Но ведь существует иерархия квалификационных разрядов. Кроме того, есть «лесенка» образования: неполное среднее, среднее, среднее специальное, высшее. Казалось бы, ступенек вполне достаточно.
- Профессиональный уровень и уровень образования вовсе не обязательно определяют уровень трудовой активности. Тут различные единицы измерения. У иного, к примеру, разряд высокий, а дисциплина, как говорится, на обе ноги хромает. Или еще: разве вы не встречали дипломированных лентяев, которые норовят половину рабочего дня в курилке просидеть? А с другой стороны, мы сплошь и рядом наблюдаем, что в числе правофланговых соцсоревнования вдруг оказывается человек молодой, сравнительно неопытный, но зато полный энергии и задора. Вот, скажем, Виктор Моден - мы с ним одно и то же профтехучилище кончали (ГПТУ - 5, основной поставщик кадров для нашего завода), только я там учился лет на двадцать раньше. Ему 22 года. Токарь в механосборочном цехе. 3 - й квалификационный разряд (на 4 - й он только еще готовился сдавать соответствующий экзамен). Как видите, ступенька по профессиональному счету невысокая, до вершины мастерства пока далеко. Но на той сравнительно несложной операции (обточка валиков для двигателя), которая ему поручена, Виктор сумел добиться отличных результатов. Норму он постоянно перевыполняет, качество продукции безукоризненное. Социалистическое обязательство взял: пятилетку - за 4,5 года. И похоже, что немножко перестраховался, поскромничал: он уже сейчас опережает задание более чем на шесть месяцев. Ему присвоено звание «Лучший молодой рабочий по профессии».
- Итак, лучший по профессии может и не быть лучшим по квалификации? Согласитесь, это как - то странно...
- Ничего тут нет странного. Профессиональные биографии индивидуальны: каждый растет и развивается по - своему. В чем - то опережает остальных, в чем - то держится на среднем уровне, а в чем - то, возможно, и отстает.
- Это зависит от свойств характера? От способностей?
- И от способностей. И от обстоятельств. От многих причин... Расскажу еще об одном парне. Анатолий Барабанов, 27 лет, долбежник инструментального цеха. Работает великолепно: полторы - две нормы за смену - его норма. Обязательство: пятилетку - за четыре года, но сейчас ясно, что уложится и в три с половиной. А вот в науках продвигается помедленнее. Правда, и начал с малого: в армию уходил всего - то с шестью классами. Когда вернулся, восьмилетку успешно одолел. И снова притормозил. Опять же семья, двое малышей, масса бытовых забот... Но, говорит, в этом году твердо решил вернуться в вечернюю школу.
- Вероятно, свое решение он записал в «личный перспективный план». Вообще, насколько я понимаю, «личные планы» членов «ударного отряда» представляют собой перечень намеченных рубежей, перечень обязательств...
- Не только. Книжечка «личного перспективного плана» фиксирует и то, что уже достигнуто. Это своего рода дневник для самоконтроля. Ну, и, конечно, для общественного контроля тоже.
- Пусть так. Но и план, и дневник контроля мог бы иметь каждый, независимо от того, состоит ли он в «ударном отряде» или нет.
- Что ж, вообще - то вы, наверное, правы. Однако мы исходили из соображений реальности. Можно выдать книжечки «личных планов» всем, но не всякий, так сказать, имеет, чем ее заполнить. Собственно, одна из причин возникновения «ударного отряда» именно в том, что, по нашему мнению, в системе организации социалистического соревнования существовал некий пробел. Судите сами. Основная работа v нас шла по трем направлениям. Первое - «Ни одного отстающего рядом». Это шефство над новичками, борьба за то, чтобы каждый молодой рабочий справлялся с нормой, чувствовал себя полноценным членом коллектива. Второе направление - профессиональные конкурсы за право называться «лучшим по профессии». Наконец, третья, высшая ступень - соревнование за звание ударника коммунистического труда. Совершенно очевидно, что между первой и второй ступеньками разрыв слишком велик, однако как раз в этом интервале, по - видимому, и пребывает большая часть молодых рабочих. Ведь что практически получается? Вот поступил парень на завод. Не все поначалу складывалось у него удачно, не сразу освоился, не хватало навыков, опыта. На этом этапе его личный рубеж сравнительно невысок - быть не хуже других.
- Вы полагаете, что стать лучше других он и не помышляет?
- Может, и помышляет, но это мечта дальняя, тайная, о ней лучше помалкивать, чтобы не стать мишенью для насмешек. Но вот прошло несколько месяцев - и первые трудности позади. Рубеж взят - норму человек одолел. Что же дальше? А дальше, оказывается, предстоит состязаться за звание «Лучший по профессии». Не слишком ли, однако, далек этот следующий рубеж? Только - только, можно сказать, оперился, вышел из - под опеки, по силам ли единоборство с чемпионами?
- А быть может, именно дерзать? Говорят, смелость города берет.
- Смелость, не подкрепленная силой и умением, берет только те города, которые плохо защищены... У нас завод большой, оснащенный по последнему слову техники, соответственно и кадры подходящие. Так что пробиться в число правофланговых очень не просто, уж поверьте. И опыт показал, что многие молодые рабочие, добившись стабильной производительности в 105 - 110 процентов нормы, претерпевают некий внутренний кризис.
- Начинают хуже работать?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.