К сожалению, встречаются еще люди, которые кичатся своей внешней вежливостью, на людях соблюдают правила «хорошего тона» и в то же время способны совершать низкие поступки. Такой человек может подчеркнуто галантно уступить женщине дорогу, а дома накричать на свою жену; быть предупредительным с малознакомым собеседником, но не считаться с соседями. У такого человека вежливость наносная. Она, как правило, лишь прикрывает лицо эгоиста и лицемера, не уважающего людей.
Мне хотелось бы обратить внимание читателей еще на одну сторону во взаимоотношениях между людьми. Многие юноши и девушки, в том числе и автор письма, приведенного выше, считают, что неприязнь, которую они испытывают к кому - либо, дает им право относиться к этому человеку грубо. Это неправильная точка зрения. Каждый может четко и ясно выразить свое отношение к человеку. Но разве обязательно делать это в грубой и пренебрежительной форме?
Можно и нужно говорить с человеком прямо, открыто, но нельзя говорить с ним грубо. Грубость и прямота так же не имеют между собой ничего общего, как вежливость и подхалимство. Грубость в обращении с людьми основана, как правило, на пренебрежительном отношении к ним и направлена на то, чтобы унизить человека.
Есть грубияны, которые оскорбительно обращаются с людьми, пользуясь или своим служебным положением или тем, что человек в чем - либо зависит от них. Таких субъектов обычно быстро разоблачают и ставят на место.
Есть грубияны, которые отравляют нам жизнь в трамваях, магазинах, кино. Как правило, весь свой запал они тратят на людей скромных и беззащитных. Они обычно рассчитывают на свою безнаказанность и, нужно честно сказать, не всегда получают от нас должный отпор. А ведь поведение подобных типов зависит только от отношения к ним окружающих. Если не проходить мимо грубости, если давать ей отпор, то, безусловно, она очень и очень скоро исчезла бы совсем.
Едва ли юноши и девушки, которые отождествляют прямоту и грубость, имеют в виду те явления, которые я перечислил. Наша молодежь в подавляющем большинстве свободна от подобных пережитков. В молодежной среде чаще бытует грубость иного рода. Есть много молодых людей, которые резким тоном, грубоватостью стараются подчеркнуть свою самостоятельность, «независимость». Я уже не говорю о такой «детской болезни», как резкое обращение подростка с родителями только лишь из - за того, чтобы сверстники не считали его «маменькиным сынком».
Ответил юноша резко преподавателю, обрезал мастера, наговорил дерзостей секретарю комсомольской организации - и убежден, что он человек самостоятельный и смелый. А при этом забыл, что самостоятельность завоевывается не тоном в разговоре. Еще несколько веков назад Шекспир говорил: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы!»
Я знаю молодого человека, который груб в отношениях со старшими, с товарищами, с девушками. На мое замечание, что людям неприятно с ним общаться, он, пожав плечами, ответил:
- Я человек современный, никаких ваших интеллигентских штучек не признаю.
Нет, не современный он человек! Молодой человек нашей эпохи обязан быть вежливым и почтительным. В социалистическом обществе, где каждый человек является участником общего великого дела, грубости нет места.
Иное дело прямота - очень ценное и нужное качество характера. Грубость оскорбляет и озлобляет человека, а прямота вызывает у него доверие, помогает ему исправить свои ошибки. Грубостью можно только оттолкнуть человека от себя, прямотой, наоборот, привлечь; грубость усложняет жизнь, прямота облегчает ее.
Я работал членом комиссии по приему молодежи в театральное училище. Нередко на экзамены приходят молодые люди, не имеющие данных для работы на сцене. Что получилось, если бы я или кто - нибудь другой сказал одному из таких юношей: «Незачем вам лезть на сцену! Вы бездарность!» Конечно, таким путем можно быстро избавиться от неподходящего ученика. Молодой человек обидится, сочтет вас грубияном и... уйдет экзаменоваться к другому. А если вам дорого будущее этого молодого человека, прямо, но тактично объясните ему, почему он не должен идти на сцену. Расскажите, что ждет его на сцене при отсутствии необходимых данных, обратите его внимание на другие профессии. Я знаю такие случаи, когда прямым и откровенным разговором удавалось удержать иного юношу или девушку от опрометчивого шага.
Прямота и вежливость - вот ценные черты характера советского молодого человека.
В заключение этих заметок мне хочется остановиться на некоторых сторонах этического воспитания нашей молодежи.
Подчас говорят: достаточно закончить школу или высшее учебное заведение, и можно считать себя культурным человеком. Между тем это далеко не так. Слов нет, образование имеет огромное значение, но одним лишь образованием понятие культурности не исчерпывается. Часто приходится встречать людей образованных и, тем не менее, малокультурных.
В понятие «общая культура» входит не только сумма знаний, не только мировоззрение, но и этическое воспитание человека, его поведение, его отношение к людям, вещам.
Я нисколько не претендую на то, что открываю какие - то новые истины. Все это, безусловно, давно известно. Тем не менее, на мой взгляд, наряду с огромным подъемом образования вопросы этического воспитания у нас пока отстают.
Не случайно у нас почти исчезло определение «хорошо воспитанный». А между тем хорошее воспитание, - разумеется, речь идет о нашем, советском воспитании - имеет огромное значение.
Вопросы воспитания решать «компанейски» нельзя. Воспитывать человека нужно с детских лет - дома, в учебном заведении, в пионерском, а затем в комсомольском коллективе. Правила поведения, привитые с детских лет, становятся впоследствии второй натурой. С раннего возраста нужно воспитывать в человеке скромность, такт, выдержку, уважение к старшим, к женщине.
Некоторая часть нашей молодежи считает, что воспитание этики - это нечто такое, что пригодно только для буржуазной молодежи. Такое мнение, конечно, является заблуждением. Если так рассуждать, то можно дойти до того, что ни образование, ни культура, ни хороший вкус, ни спорт - ничто нам не нужно. Вздор! Все это нам нужно и не в меньшей, а гораздо в большей степени, чем молодому отпрыску какой - нибудь буржуазной семьи. Из хорошо воспитанного барчонка вырастает хорошо воспитанный эксплуататор, а из хорошо воспитанного советского молодого человека вырастет активный, культурный строитель коммунизма.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.