Co взлетной площадки дрейфующей станции «Северный полюс - 4» поднялся самолет. Он развернулся над лагерем, и, мягко покачивая крыльями в сером, затянутом облаками небе, взял курс на Большую землю.
Был апрель. Полярное лето медленно, но неуклонно вступало в свои права. Тающие льдины налезали одна на другую, образуя торосы. Искрящийся на солнце снег слепил глаза. Самолет, ровно гудя моторами, то нырял в облаках, то скользил над самым льдом. Под его крыльями простирался Северный Ледовитый океан - бескрайние белые поля, перерезанные длинными, узкими щелями разводьев, в которых чернела вода. Ничто, казалось, не могло нарушить этого однообразия.
Но вдруг штурман воздушного корабля Борис Иванович Иванов увидел поразительную картину: внизу, прямо под самолетом, появился город с домами, башнями, куполами, крепостными стенами. Сначала Иванов решил, что все это ему только кажется. Откуда здесь, в местах, которые еще совсем недавно считались «Полюсом недоступности» и «Полюсом безжизненности», мог появиться город? Но и командир корабля Виталий Иванович Масленников и борт - механик Глеб Владимирович Косухин тоже заметили странный город.
Посовещавшись, они решили спуститься пониже и, если будет возможность, сесть на льдину. Перед глазами людей все явственнее вырисовывались очертания различных строений. На льдине стоял городок. В поисках посадочной площадки самолет прошел совсем низко над ним. Но, как это часто бывает в Арктике, неожиданно поднялась пурга, погода стала быстро портиться. Надо было скорее улетать. Штурман Иванов едва успел заснять на пленку это фантастическое зрелище.
Прилетев на Большую землю, Масленников показал сделанные Ивановым фотографии. Снимки долго ходили по рукам, и некоторые из полярников высказали предположение, что на них запечатлен лагерь научно - исследовательской станции «Северный полюс - 2», дрейфовавший в тех местах в 1950 - 1951 годах.
До сих пор считалось, что льды, дрейфующие в Северном Ледовитом океане, выносятся течением в Гренландское море. Как же могло случиться, что эта льдина оказалась почти в том же месте, где она была три года назад? Если же это действительно так, то советскими людьми сделано новое, очень важное и интересное научное открытие.
Чтобы разрешить сомнения, вызвали бывшего начальника станции «СП - 2» Михаила Михайловича Сомова. Внимательно вглядываясь в каждый снимок, Сомов вспоминал события, происшедшие на дрейфующей станции «СП - 2» 17 февраля 1951 года.
... Стояла глубокая полярная ночь. По местному времени было три часа ночи. Лагерь спал. Отчаянно завывавший ветер бил в двери, нещадно трепал стенки палаток. Внезапно все были разбужены оглушительным треском. На лагерь наскочила дрейфующая ледяная глыба. Ломая лед, подминая под себя палатки, строения, она страшной лавиной шла на лагерь. Этот огромный ледяной вал остановился так же неожиданно, как и налетел. К счастью, в разрушенных помещениях не было людей, и все обошлось без человеческих жертв. Но льдина, на которой находился лагерь, во многих местах треснула, оставаться на ней было опасно.
В исключительно тяжелых условиях - на морозе, в непроглядной темноте, под жестоким, колючим ветром - отважные полярники соорудили ледяной мост и по нему перебрались на другую льдину, захватив с собой продовольствие и оборудование. Через сутки станция вновь приступила к научной работе.
И вот сейчас Сомов держал в руках фотографии льдины, покинутой его экспедицией в ту тревожную ночь.
Спустя некоторое время специальный самолет вылетел в район, где был обнаружен бывший лагерь «СП - 2». На борту воздушного корабля находился и Сомов.
Самолет сделал посадку на станции «Северный полюс - 4» и уже оттуда в сопровождении вертолета, на котором находилась группа гидрологов, отправился на поиски «сомовской» (как ее теперь называли) льдины. Погода была ясная, и дрейфующий город нашли без особого труда. Но посадочную площадку поблизости найти не удалось. Пришлось сесть в стороне, в 25 километрах. Сомов и несколько гидрологов спустились на льдину на вертолете.
В лагере «СП - 2» почти все было без перемен. Только палатки от солнца и снега выцвели и стали совершенно белыми, и стояли они не на самой льдине, как раньше, а возвышались над нею на двухметровых ледяных столбах. Именно эти столбы и придавали лагерю необычный, сказочный вид.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.