Вежливость и прямота

В Зельдин| опубликовано в номере №663, январь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция познакомила меня с письмом, присланным студенткой Грозненского педагогического института Ритой Бондаренко. Автор письма пишет: «...я плохо разбираюсь в таких понятиях, как вежливость и подхалимство. Если мне почему - либо не понравился человек, то я к нему отношусь грубо, считая, что относиться к нему вежливо - значит подхалимничать... Грубость и прямота - эти два понятия я не совсем различаю...»

Письмо заставило меня задуматься. Скажу прямо, оно показалось мне несколько наивным. Но с подобным явлением мне не раз приходилось сталкиваться и раньше. Молодые люди нередко путают вежливость и подхалимство, прямоту и грубость. А между тем эти понятия очень далеки друг от друга. И досадно, что некоторые люди этого не понимают.

Наше общество еще не избавилось полностью от пережитков прошлого. Одним из таких пережитков является подхалимство - зло, зародившееся в недрах старого мира, где все было построено на угнетении. Оно являлось средством приспособления к жизни, средством, с помощью которого отдельные люди пытались добиться личного благополучия.

Подхалимство унижает человеческое достоинство, уродует характер, делает людей способными на любую низость. Этот порок клеймили лучшие мыслители человечества. Вспомните, как гневно обличал его великий русский сатирик Салтыков - Щедрин.

В мировой литературе один из наиболее четких и законченных образов подхалимов выведен Диккенсом. Урия Гип из романа «Давид Копперфильд» - это образ, вызывающий омерзение и в то же время чувство боли за человека, который изуродован условиями жизни. Ведь именно окружавшая среда делала людей такими грязными и низкими.

В наше время «классических», чистой воды подхалимов встретить, конечно, труднее: у нас иные условия жизни, иные взаимоотношения между людьми. Однако как пережиток прошлого кое - где подхалимы встречаются и сейчас. Они всячески маскируются, меняют свое обличив, но их подлая сущность остается прежней.

Как - то мне пришлось быть свидетелем сценки, когда молодой человек лебезил перед субъектом довольно неприятного вида и к тому же нетрезвым. Юноша усиленно интересовался здоровьем своего собеседника, а также здоровьем всех его домочадцев. Напряженная, сахарная улыбочка не сходила с его лица. Немного позже молодого человека спросили:

- Кто это?

- Так, пьяница один, шут гороховый.

- Что же ты с ним так мило беседовал?

- Нужный человек. Всегда может достать билет на футбол...

Если бы этому юноше сказали, что он ведет себя как подхалим, то он, очевидно, не только обиделся бы, но и удивился. А между тем такой упрек был бы справедливым. Подхалимы чаще всего до приторности вежливы, но, как правило, только с теми, от кого считают себя зависимыми.

Вежливость - это прежде всего уважение к другим. Подхалим же не уважает того, перед кем заискивает. Он больше всего озабочен своими личными, корыстными целями и не думает об общем деле.

В развитии нашего общества огромную роль играют критика и самокритика. Но можно ли ждать от подхалима настоящей, принципиальной критики? Разумеется, нет. Он побоится испортить отношения с тем, кого надо критиковать. Под видом «самокритики» подхалим подчас умышленно унижает себя, чтобы возвысить того, от кого он считает себя зависимым. Вежливый с начальством, подхалим часто по - хамски относится к подчиненным. По

существу, подхалимство - это оборотная сторона хамства.

Приведу еще один пример из классической литературы. В пьесе А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся» выведен приказчик Подхалюзин, который вначале всячески принижал себя перед хозяином, поминутно льстил ему. Это нужно было Подхалюзину для того, чтобы добиться своей корыстной цели. Но как только цель была достигнута, он стал обращаться со своим прежним хозяином пренебрежительно, грубо. Такова логика поведения подхалима.

Для подхалима вежливость - только маска, за которой он прячет свое отвратительное лицо. Иное дело - вежливость советского человека, его учтивость, уважение к старшим. В нашем обществе вежливость определяется нормами коммунистической морали, она основана на принципах социалистического гуманизма, на чутком и внимательном отношении к людям. В вежливости выражается уважение одного человека к другому.

Автор известной книги «Пятьдесят лет в строю» генерал Игнатьев говорил: «Вежливым надо быть со всеми - как со старшими, так и с младшими, как со стариками, так и с детьми, а особенно с женщинами. Какими бы равными с нами правами женщина ни пользовалась, мы не должны ни на минуту забывать, что она существо физически менее сильное, нравственно более чувствительное, что каждая незнакомая женщина может оказаться для другого человека или матерью, или женой, или во всяком случае самым дорогим на свете существом».

Прекрасные слова! И пусть их запомнит тот молодой человек, который, бывало, не уступал женщине место в трамвае или автобусе, отталкивал ее в толпе, бывал резок на слова в разговоре с нею.

Вежливость не может проявляться только временами, при определенных обстоятельствах. Она должна сопутствовать человеку во всей его жизни, должна стать частью натуры. По - настоящему вежливый человек не будет делать различия в обращении с сильным и слабым, с начальником и подчиненным, с чужим и знакомым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены