Из письма в редакцию
Дорогие читатели «Смены»! Меня зовут Хиен. Слово «Хиен» означает «кротость». Должен заметить, что у многих вьетнамских имен очень хорошее значение: «нежность», «доброта», «счастье», «мир»... И сердца наши, как имена: мы мечтаем только о мирной жизни. Я родился и вырос во Вьетнаме, но некоторое время мне как кинематографисту довелось жить в Москве. Перед возвращением на родину я решил рассказать вам немного о себе и о моей стране.
В раннем детстве я жил у бабушки. Рассказывая мне древние народные сказки, она учила любить добро и избегать зло. И так как бабушка была буддистка, она говорила, что нельзя убивать даже муравья. «Если ты убьешь живое существо, - предупреждала она, - это существо потребует твою душу». Поэтому я не решался умертвить даже петуха или рыбу. Но однажды, спасая свою младшую сестренку, я убил собаку. Сестренка была спасена, но после этого я не мог спокойно спать. Мне снилось, что собака приходит за моей душой, и я вскрикивал во сне от страха. Бабушка меня успокаивала: «Дорогой мальчик, не бойся, ты убил собаку, чтобы спасти свою сестру. Ты поступил правильно и сделал доброе дело».
Время шло, я вырос, и вот однажды мне пришлось выстрелить в человека. То был враг. Когда моя бабушка узнала об этом, она мне сказала: «Колонизаторы хуже бешеных собак. Чтобы избавить от них наш народ, надо их уничтожать».
Дорогие друзья! Я часто спрашивал себя, как могло случиться, что такой кроткий юноша, как я, смог застрелить человека. Меня также удивляло, почему такая суеверная, религиозная и ласковая женщина, как бабушка, оправдывала мой поступок.
Прошло немного лет, и я понял, почему это так получилось...
В нашем народе живет одна прекрасная легенда. Она называется «Дык Тхан Жион».
... Это было в давние времена. Тогда наша родина находилась под властью угнетателя Ана, пришедшего с севера. Народ оказался бессильным перед его вооруженными полчищами, и тогда было решено разослать повсюду гонцов, чтобы найти героя, способного изгнать врага.
Как раз тогда у одной деревенской женщины рос больной сын. Ему было уже три года, но он не умел говорить; все время мальчик молча лежал в кроватке, мало ел и почти не прибавлял в весе. Услыхав о призыве народа подняться на борьбу с чужеземцами, ребенок вдруг обрел дар речи и сказал: «Я хочу видеть гонца. Приведите его ко мне!» Когда тот явился, мальчик воскликнул: «Дайте мне бронзового коня, медные доспехи и железное копье, и я прогоню ненавистного врага!»
Люди откликнулись на просьбу мальчика и стали приносить разные предметы из бронзы, меди и железа. День и ночь трудились кузнецы, и вот наконец конь, доспехи и копье были готовы. В честь этого события был устроен праздничный обед. Мальчик принялся за еду и на глазах у гостей быстро рос, превращаясь в сильного юношу. Взяв копье, он вскочил на бронзового коня, из ноздрей которого вырывалось пламя, и устремился на полчища Ана. Его примеру последовали все юноши страны. Враг был разбит. После победы юный герой ускакал на своем бронзовом коне высоко в горы и исчез в облаках...
Это легенда, но она живет в наших сердцах и зовет к борьбе за светлое будущее нашей родины...
Когда мне исполнилось десять лет, я ушел от бабушки и нанялся в услужение к одному богатому помещику. В его доме каждый имел право обидеть меня по любому поводу и без всякого повода. Я не смел ни защищаться, ни кричать - все равно никто не пришел бы мне на помощь.
Но однажды в доме появился новый слуга, совсем еще молодой парень. Звали его Зиен. Лицо у него было серое, как земля, но глаза блестели, словно звезды. Это был первый человек, который объяснил мне, что значит слово «революция», и рассказал о Советском Союзе. Я начал грезить этой далекой страной, где, как мне говорил Зиен, нет колонизаторов и помещиков.
Как - то ночью Зиен разбудил меня. «Быстро! Идем со мной!» - крикнул он. Мы подошли к сельской школе. Он ловко взобрался на крышу и водрузил на ней красный флаг. Когда мы бегом возвращались домой, он сказал мне: «Сегодня праздник Октября, это великий праздник Советского Союза».
Я спросил его: «А у нас какой национальный праздник?» Зиен ответил: «У «ас его еще пока нет, мы празднуем Октябрьскую революцию. Если мы будем бороться, то и у нас скоро будет свой праздник».
Я никогда не забуду эту темную ночь и развевающийся на крыше алый флаг. Зиена вскоре арестовали французы. Я ушел из деревни. Не сочтешь дорог, которые пришлось исходить после этого, не сочтешь товарищей, которые повстречались на моем пути. Они многому меня научили.
Через некоторое время я вернулся в родную деревню. И не один. Я привел с собой товарищей и вместе с ними организовал подпольную группу «Молодая гвардия».
В 1945 году, вскоре после того, как Советский Союз одержал победу над фашистской Германией, вьетнамский народ взял власть в свои руки. С того времени наш государственный флаг стал гордо развеваться рядом с советским флагом на всей территории Вьетнама. Наш народ обрел, наконец, свободу. У него появился свой национальный праздник.
Но французские колонизаторы, поддержанные американскими и английскими империалистами, снова напали на нашу страну.
По зову коммунистической партии, по призыву нашего вождя Хо Ши Мина вся вьетнамская молодежь вступила в ряды Сопротивления.
Крепко врезался в память тот день, когда наша подпольная организация уничтожила первого захватчика. Вот как это произошло. Командиром отряда, занявшего нашу деревню, был жестокий человек, грабивший и убивавший мирных жителей. Вместе с другими товарищами я предложил убить ненавистного командира французского карательного отряда. Все члены нашей организации единодушно поддержали это предложение. Ночью он был убит ударом ножа. А наутро на дереве возле французского штаба появилась листовка следующего содержания: «Такая же участь ждет каждого, кто будет проявлять жестокость».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.