Путевые заметки
... Мы поднялись на гребень холма. Внизу на многие десятки километров раскинулось строительство Цимлянского гидроузла, являющегося только частью Волго - Донской системы.
Над Доном стояла весна. Но здесь она была не похожа на другие вёсны. На громадном пространстве от Сталинграда до
Калача - на - Дону и оттуда через станицы Цимлянскую, Задоно - Кагальницкую до самого Азовского моря раскинулась великая стройка. Между Волгой и Доном пролегла трасса соединительного канала с многочисленными шлюзами, пристанями, с заградительными воротами, аккуратными посёлками эксплуатационников по берегам.
Неспокойно в пойме Дона; от Калача до самой Цимлы - на всём этом громадном пространстве протяжением более двухсот километров - идёт переселение станиц, вырубка леса: люди готовят дно будущего Цимлянского моря, прокладываются каналы для орошения колхозной земли.
Мой спутник Сергей Владимирович Поллак, заместитель главного инженера строительства, стоял на гребне холма, не двигаясь. Отсюда, с пригорка, хорошо была видна строительная площадка гидроузла: ажурная вязь арматуры, огромные, похожие на силосные башни корпуса бетонных заводов, неясные очертания магистрального канала, уходящего в степь.
Сергей Владимирович неторопливо идёт по взгорью, обходя небольшие тесовые будочки. Будочки стоят одна возле другой и опоясывают весь котлован. В будках насосы глубинного водоотлива. Дно котлована, на котором ведутся бетонные работы, находятся ниже уровня грунтовых вод, и эти насосы, как сторожа, не пускают воду в котлован. Инженер идёт медленно, показывая то на один, то на другой объект.
- С дымящими трубами - это энергопоезд, на эстакаде - портальные краны, вон в той ложбинке - бульдозеры. - Вдруг остановившись, он добавил: - А вот наше нововведение,
Это были круглые электрические, ничем не примечательные часы. Даже столб, на котором они висели, был обыкновенным телеграфным столбом. Но, должно быть, в этих часах было что - то необыкновенное, если инженер их так величает. Сергей Владимирович тут же объяснил, в чём дело.
На стройку Цимлянского гидроузла каждый день прибывает не одна сотня вагонов груза. Летом стройка будет принимать ещё больше грузов, материала и оборудования.
- Страна даёт всё, что нам нужно, - говорит Сергей Владимирович. - Всё, кроме излишнего времени...
Времени мало. Никогда ещё столь огромная стройка не возводилась в такой короткий срок. Уже в 1952 году строители должны сдать в эксплуатацию Цимлянский гидроузел и дать воду двумстам тысячам гектаров земли. Нужно, чтобы стройка жила одним ритмом, одним дыханием. Вот почему все объекты строительства часофициро - ваны. Электрические часы всюду видны на строительной площадке: в кабинете начальника стройки, в котловане, у диспетчера бетонного завода, у экскаваторщика. Все работы ведутся строго по графику, по электрическим часам.
* * *
Ковш опущен к подножью забоя, экскаватор вонзает зубья в грунт и медленно ведёт ковш вверх по стенке, срезая толстый слой слежавшегося суглинка. Кажется, ковш уже полон, но он всё не отрывается от стен.
- За рычагами Евгений Симак, - сказал инженер, хотя экскаватор был ещё далеко. - Видите, какая шапка?
«Шапка» - это грунт, который возвышается над стенками громадного трёхкубового ковша. Легко повернув машину, Симак остановил ковш над самосвалом, приоткрыл днище и стал медленно поднимать весь ковш вверх. Земля мягко легла, в кузов машины, заполнив его до краёв. Один взмах ковша - и полностью загружен большущий автосамосвал Минского автозавода. Один ковш - самосвал.
Чуть - чуть переваливаясь из стороны в сторону, машины взбираются по крутому склону. Некоторые шофёры ещё не научились преодолевать этот подъём, им на помощь приходит трактор - бульдозер, который всё время дежурит у экскаватора. Вот и сейчас он, упершись тупым рылом в задний борт машины, что есть силы толкает её вперёд; завывая мотором, самосвал медленно ползёт вверх по склону. Достигнув гребня, машина резко отделяется от своего «помощника» и «а высокой скорости опешит к отвалу. А трактор тем временем спускается
вниз, чтобы заняться своими пряными обязанностями - планированием подъездных дорог.
В кабине экскаватора - Евгений Симах, молодой парень со сросшимися русыми бровями и добрым открытым лицом, и начальник участка Григорий Николаевич Авдеев.
- Вопрос ясен: нужен добавочный транспорт, - говорит Евгений, пристально глядя на плывущий к кузову ковш. Машинисту некогда даже взглянуть на собеседника: так поглощён он работой.
- Евгений Петрович, - укоризненно говорит Авдеев, - вы и так половину автопарка к своему «уральцу» забрали!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.