Гребля - один из старейших видов спорта в нашей стране. В 1718 году на Неве появились гребные суда первого в мире яхт-клуба «Невский флот», созданного Петром Первым. Летом 1860 года в Петербурге состоялись первые официальные соревнования по гребле. Однако этот замечательный вид спорта был недоступен трудящимся. Попасть в яхт-клуб могли лишь привилегированные лица. Гребной спорт носил ярко выраженный классовый характер.
Широкое развитие гребной спорт получил только после Великой Октябрьской социалистической революции. За годы советской власти неизмеримо увеличилось число гребцов, возросло их мастерство.
Занятия греблей исключительно благотворно влияют на организм человека, развивают силу, выносливость, ловкость, чувство ритма. В комплекс ГТО входят нормативы по гребле.
В зависимости от типа судов гребной спорт делится на народную, байдарочную и академическую греблю. Наибольшее распространение получила у нас народная гребля. В любом приморском городе, в городах, расположенных у рек и озёр, можно найти любителей этого увлекательного вида спорта. Соревнования проводятся на обычных шлюпках - однопарках и двухпарках.
Очень интересны соревнования на байдарках. На них гребут двухлопастным веслом, делая движения то с одной, то с другой стороны судна. Байдарки отличаются исключительно хорошей проходимостью по мелким местам рек. вес их невелик, и они легко разбираются. Это обстоятельство сделало байдарки особо популярными у многочисленной армии туристов. В самом деле, что может быть лучше путешествия на байдарке!
Академические лодки бывают двух типов - клинкеры и скифы. Клинкеры, более тяжёлые, делаются из тонких узких досок- скифы же - из одного листа красного дерева особой породы. На клинкерах и скифах уключины выносные, сиденья подвижные. Такое устройство позволило освоить весьма совершенный способ гребли.
Академические суда рассчитаны на одного, двух, четырёх и восьмерых гребцов. Самая большая и быстроходная лодка - восьмёрка-скиф - достигает без малого девятнадцати метров длины. Несмотря на это она очень легка и необычайно хрупка. Её корпус можно продавить пальцем На восьмерках-скифах спортсмены, делая 40 - 42 удара вёслами в минуту развивают большую скорость - свыше 18 километров в час.
Передовые тренеры - москвичи Александр Шведов. Алексей Шебуев Петр Пахомов. Игорь Поляков, ленинградка Вера Савримович и другие - много потрудились над тем. чтобы найти новые методы гребли, создать свою отечественную технику и стиль.
За последние годы у нас выросли замечательные мастера. В прошлом году звание чемпиона СССР на восьмёрке-скифе завоевала ленинградская команда общества «Красное знамя». Вся команда во главе с загребным Владимиром Кирсановым состоит из молодёжи. Нужно заметить что на восьмёрках многое решает сплочённость коллектива, дружба, высокая спортивная техника. Всеми этими качествами наделена восьмёрка «Красного знамени».
На одиночках-скифах давно не знают поражений МОСКВИЧИ Наталья Санина и Игорь Демьянов. Большой известностью пользуются московские гребцы общества «Крылья Советов», «Динамо», коллектива Центрального Дома Советской Армии. В нынешнем сезоне выдвинулась восьмёрка молодых гребцов общества «Химик».
Говоря о лучших, нельзя не вспомнить выдающегося мастера, павшего в боях с гитлеровскими захватчиками. Александра Долгушина. Его рекорд на одиночке-скифе остаётся до сих пор непревзойдённым.
О силе советских мастеров можно судить по встрече с чехословацкими гребцами, состоявшейся в прошлом году на Москве-реке. Чехословацкие гребцы считаются одними из лучших в Европе. Наши гребцы вышли победителями во всех заездах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.