«Вена - это здорово!»

В Николаев| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Немало было разговоров и пророчеств в связи с предстоявшим фестивалем в Вене. Говорили о нем и в Международном молодежном лагере близ Дубровника, старинного югославского города на берегу Адриатики. Там отдыхало около трехсот юношей и девушек из двадцати пяти стран. Многие из них собирались поехать в Вену, они хлопотали о визах и билетах. Другие рады были бы поехать, но не могли собраться со средствами. Однако находились и такие, которые заявляли, что не желают участвовать в фестивале.

Среди моих знакомых по лагерю было два студента, которые прямо говорили, что они не поедут в Вену: американец Джеймс Скотт и немец из Западной Германии Ленхард Голшуг.

Ленхард, один из активистов национальной студенческой организации, рассказал мне, что его Союз решил бойкотировать фестиваль.

Джеймс Скотт не ссылался на запрет какой - нибудь организации. Он сам для себя решил, что ехать ему не следует. Чем это было вызвано? Я долго не мог понять, пока не увидел в его руках брошюру «Правда о фестивалях». Она была начинена самой злостной клеветой на молодых борцов за мир. На титульном листе значилось, что брошюра издана «Информационным центром Венского фестиваля»...

С продукцией подобного рода я столкнулся в первый же день своего пребывания в Вене. В пестро размалеванном павильоне, именуемом «информационным центром», лежали кипы антифестивальной литературы. Листовки, газеты, журналы, брошюры, книги на многих языках.

- Вы можете читать их, сидя в павильоне, можете брать с собой в неограниченном количестве. Пожалуйста! Все это бесплатно, - услужливо предлагают юркие молодчики, снующие здесь.

Но вот вечером 25 июля на одной из площадей Вены - Карлсплац - появились светло - голубые автобусы с надписью «СССР». На ту же площадь выходил своим размалеванным фасадом один из крупнейших «информационных центров».

Без всяких речей и лозунгов из наших автобусов высыпали на площадь молодые грузины в своих национальных костюмах и закружились в стремительной пляске.

Я стоял на площади среди огромной толпы венцев и видел, как захватывает и чарует их незнакомый танец.

За несколько минут до прибытия автобусов на площадь я обратил внимание на то, что в «информационном центре» было два-три десятка человек. Но сейчас их оттуда словно ветром выдуло: все бросились на площадь. У дверей центра застыли только одинокие фигуры его служащих.

Кончился танец, и начались рукопожатия, объятия, поцелуи. Вена не могла не приветствовать людей, приехавших к ним с открытым сердцем, с песней и танцем! А тем временем на площадь вступила колонна молодых румын, за ней - большая группа китайцев, с песнями подошла колонна австрийской молодежи. Все они вместе с венцами восторженно приветствовали советскую делегацию.

А «информационный центр» по - прежнему пустовал...

Мне не раз потом во время фестиваля припоминались эти минуты. В том, что произошло на Карлсплац, был глубокий смысл. Вена откликнулась на фестиваль, на голос молодежи мира, а не на провокационные призывы «информационных центров».

Надо было видеть, как охотились жители Вены за билетами на концерты советских артистов! Да и не только советских. Французский балет, югославский хор, кубинский джаз «Америка», китайская опера... Разве перечислишь все интересное в художественной программе фестиваля!

Но в дни фестиваля Вена не только пела и танцевала. Самое волнующее событие этого грандиозного праздника произошло вечером первого августа. В этот день весь фестиваль встречался со всей Веной. Колонны молодежи всех стран несколько часов маршировали по Рингу, бульварному кольцу, опоясывающему центр города. Движение транспорта было перекрыто. Сотни тысяч венцев высыпали на Ринг, чтобы приветствовать фестиваль мира и дружбы. Шествие закончилось манифестацией на огромной площади Хельденплац.

Только тот, кто видел открытие фестиваля в Москве в 1957 году и шествие по Садовому кольцу, может примерно представить себе, что происходило на Ринге и Хельденплац первого августа...

В самый разгар фестиваля в советском павильоне я неожиданно встретил Ленхарда Голшуга. Он сказал мне:

- Ты знаешь, как это здорово, что я все - таки надумал поехать сюда! Здесь так много поучительного...

А во время манифестации на Хельденплац я увидел и другого моего знакомого из Дубровника, американца Джеймса Скотта. Он стоял на площади вместе с группой молодых иракцев и пел Гимн демократической молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены