Кто из нас еще в раннем детстве не слышал сказок о приключениях стойкого оловянного солдатика и маленькой Дюймовочки. Кто не смеялся над глупым голым королем, который важно шествовал по городу в своем воображаемом новом платье, или над изнеженной принцессой, которая, несмотря на десятки матрацев и перин, почувствовала лежащую под ними горошину. Кто не помнит безобразного утенка, превратившегося в прекрасного лебедя, или соловья, который отказался жить во дворце императора и покинул золотую клетку, чтобы петь для бедных рыбаков и других простых людей.
Создатель этих произведений - датский писатель Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875 гг.). Он родился в провинциальном датском городе Оденсе. Сын сапожника, Андерсен с малых лет познал суровую трудовую жизнь, полную нужды и лишений. Он рано начал писать, но не скоро добился признания.
Перу Андерсена принадлежат стихи, драмы, романы, но мировую славу писателю принесли сказки, в которых проявились лучшие черты его дарования - гуманизм и демократизм. Эти сказки не только вершина реализма в датской литературе XIX века, но и неотъемлемая часть сокровищницы мировой прогрессивной культуры.
Андерсен любил жизнь во всем ее многообразии и в сказках поэтически раскрывал красоту реального мира.
Высоко ценя произведения народного творчества, писатель черпал мотивы своих сказок из фольклора разных стран, и в первую очередь из датского фольклора. На страницах его произведений оживали народные сказания, вставал поэтический образ Дании.
В сказках Андерсена отразились его наблюдения над окружающей действительностью, в которой царила «сословная и денежная спесь», тупое, самодовольное, ограниченное мещанство, враждебное всему прекрасному и талантливому, что выходит из народных низов. Мир «сословной и денежной спеси» писатель изображает то с насмешливым юмором, то с горькой иронией. В лучших своих сказках он поднимается до социальной сатиры.
Все симпатии великого сказочника на стороне простых людей - честных, смелых и благородных бедняков. Писатель с глубокой болью рассказывает об их бесправии и страданиях. Вспомним нищую девочку, умирающую в новогоднюю ночь на улице от голода и холода («Девочка со спичками»), или бедную прачку, надорвавшуюся на непосильной работе («Пропащая»).
Сказки Андерсена проникнуты верой в чудесные возможности человека из народа. Недаром в них простые люди побеждают враждебные силы не столько с помощью волшебства, сколько благодаря мудрости и мужественной решимости бороться за свое счастье.
Во многих произведениях писатель ставил важные социальные проблемы, изображал тяжелое положение простого народа. Однако ограниченность мировоззрения, объясняющаяся общественно - историческими условиями, помешала Андерсену понять значение революционной борьбы народных масс. Он полагал, что социальное зло можно искоренить путем нравственного совершенствования человечества. Тем не менее Андерсен сочувственно говорил о «музе нового века», которая «носит гарибальдийскую шапочку».
Писатель верил в творческие силы человеческого разума, в научный и социальный прогресс. Он осуждал салонное искусство для избранных и писал произведения прежде всего для демократической аудитории.
Андерсен часто читал свои сказки в датском «Рабочем союзе». «Я чувствую, как велика и священна миссия поэта, которому дана возможность говорить тысячам», - отмечал он.
Андерсен - поборник дружбы и культурных связен между народами - называл войну «отвратительным чудовищем, которое питается кровью и пылающими городами». Он объездил многие страны и горячо интересовался национальной культурой разных народов, неоднократно говорил о своем интересе к «цветущей литературе» России.
Гуманистическое содержание творчества Андерсена ненавистно международной реакции. В годы фашистской оккупации Дании гитлеровцы запрещали его сказку «Злой князь», направленную против жестокого воинственного тирана.
Вражду к Андерсену обнаруживают и американские реакционеры. Голливудские дельцы состряпали «биографический» фильм, грубо искажающий образ Андерсена. Американский киноактер Кэи, которому была поручена роль сказочника, приехав в Данию в рекламных целях, позволил себе глумиться над памятью Андерсена. Он паясничал, взобравшись на памятник писателю в Копенгагене, нагло хозяйничал в домике - музее в Оденсе. Выходки Кэя вызвали в Дании бурю негодования.
Но тщетны попытки реакционных сил исказить или умалить значение творчества Андерсена. Его произведения находят путь к сердцам народов всего мира. В СССР произведения великого сказочника выходили 185 раз на 32 языках общим тиражом около 7 миллионов экземпляров. Инсценировки его сказок идут на сценах многочисленных театров.
Решение Всемирного Совета Мира - широко отметить стопятидесятилетие со дня рождения X. К. Андерсена, чьи произведения служат делу гуманизма и укрепления дружбы между народами, - нашло горячую поддержку у всего прогрессивного человечества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Глава из романа
Окончание. Начало см. «Смену» № 5