Великий русский художник И. И. Левитан родился в 1861 году в маленьком местечке Кибарты, подле Вержболова. Тяжёлым и безрадостным было детство рано осиротевшего ребёнка. Двенадцатилетним мальчиком Левитан пришёл учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Годы крайней нужды в то же время были для него годами быстрого роста его великолепного таланта. Хорошо известную картину «Осенний день. Сокольники», которую прямо с ученической выставки приобрёл Третьяков, Левитан написал, когда ему было 18 лет. А ведь лопасть знаменитую галерею собирателя русской живописи Третьякова считалось большой честью даже для зрелых мастеров.
Молодой Левитан вдумчиво постигал наследие своих учителей Саврасова и Поленова; только овладев их достижениями, смог он придти к совершенному мастерству, к глубочайшему постижению родной природы.
Кто из нас, посещая Третьяковскую галерею, не задерживается подолгу в залах Левитана, завороженный светлой поэзией его замечательных созданий?! Озябшие юные берёзки над весенним разливом, робкие блики мартовского солнца на хрупком голубоватом снегу, опаловые тёплые сумерки с душистыми копнами свежего сена, жаркий закат или ясный вечер лета, «прозрачный воздух, день хрустальный» золотой осени и таинственные воды омута... Эти картины, полные осмысленного содержания, искренности и лиризма, волнуют своей неумирающей, чудесной жизнью, которую вдохнул а них выдающийся художник.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык... писал поэт Тютчев. Именно такой, живой и одухотворённой, с тонкими, переменчивыми настроениями, представлялась Левитану природа.
Долгое время русские художники, воспитанные в традициях далёкого от жизни академизма, писали преимущественно пейзажи в итальянском духе: юг, радужное море, скалы, виноградники. А. К. Саврасов одним из первых увидел большую поэзию и в оттепели, в лужах на талом снегу, в грачиных гнёздах. Левитан, его верный ученик и последователь, окончательно убедил нас, что подлинная красота - это всё родное, знакомое с детства и сопровождающее нас всю жизнь. Красота - это может быть и мокрый осенний лес, и речные поймы, и пни, поросшие опятами.
Далеко уйдя от устаревшего, сухого академизма и шаблонного понимания пейзажа, влюблённый в пленительный мир русской природы, необычайно чуткий художник Левитан шёл в живописи своей, особой дорогой. Его стихия - скромный пейзаж среднерусской полосы, Подмосковья и Волги. Излюбленные мотивы проскальзывают во всех работах Левитана, даже в ландшафтах солнечного Крыма или этюдах, написанных под чужим небом. Всюду искал и запечатлевал он дорогие сердцу спокойные тона и неяркие краски русской природы. Посланный врачами лечиться на Средиземное море, Левитан тосковал там и рвался домой. Свои замечательные полотна он мог создавать только в России.
Девяностые годы - годы расцвета таланта Левитана. К этому времени относятся лучшие его картины. Они подкупают бодрым мироощущением и радостной, красочной гаммой. В 1898 году Левитан получил звание академика и стал преподавать в Московском училище живописи и ваяния.
Долгое время бытовало представление о Левитана как о певце сумеречных настроений. Действительно, у него есть невесёлые, задумчивые полотна: «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Элегия этих картин вызвана тяжёлой и сложной жизнью Левитана. Их писал гражданин, которому невыносим был гнёт самодержавной России.
Но Левитан любил русский народ, верил в его будущее, видел немеркнущую, всепобеждающую красоту природы. Наряду с грустными картинами он создал и множество ярких, жизнерадостных полотен. Таковы его «Берёзовая роща», «Март», «Весна - большая вода», «Свежий ветер», «Летний вечер», две «Золотые осени» и, наконец, «Озеро» - лебединая песня художника.
Пятьдесят лет назад, 4 августа 1900 года, Исаак Ильич Левитан умер. Ему было только 39 лет.
Свыше 500 работ Левитана хранится в наших музеях, часть его произведений ещё не разыскана. Пейзажи Левитана вошли в сокровищницу русского и мирового искусства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.