Великий поэт - мятежник

Д Заславский| опубликовано в номере №658, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Герой нашего времени» - это стало формулой, обозначающей собирательный тип «передового человека каждой эпохи». «Герои нашего времени» сменяют друг друга. В их типических чертах выражены основные особенности народного движения. Печорин сменил Онегина, чтобы, в свою очередь, уступить место тургеневскому Базарову - герою 60 - х годов. Герои это разные, разного классового происхождения. Но все они отражают народную, крестьянскую революцию в ее развитии - от первых, разрозненных выступлений до общего подъема, создавшего революционную ситуацию в стране.

Печорин в своей личности повторяет и сильные и слабые стороны зародившегося в народных глубинах революционного движения. Это богато одаренный, сильный молодой человек, высоко поднявшийся над современным обществом. Он глубоко презирает Грушницких, «драгунских капитанов», всю великосветскую знать. Он создан для борьбы, для мятежа, для революции. Но как бороться? За что? Он одинок. И его богатые силы растрачиваются на романтические похождения.

Поступки Печорина не могут вызвать сочувствия к себе. Но его образ обаятелен. Читатель чувствует, что на Печорине лишь маска светского человека, что он в действительности чужой человек в дворянской среде, которая на его презрение отвечает злобой и страхом. Печорин родился как будто слишком рано. «Герой нашего времени» принадлежит другому времени.

Образ Печорина поразил и взволновал читателей, особенно молодежь. Но Лермонтов не был понят, как не был понят в свое время и Пушкин.

Разгадал Лермонтова Белинский. Он открыл в молодом поэте великую, гениальную силу русской литературы. Он почувствовал в Лермонтове и силу революционера. В 1840 году Лермонтов за дуэль с французским дипломатом Барантом подвергся аресту на гауптвахте. Здесь посетил его великий критик. Встреча русского революционного демократа с молодым, ищущим своего пути певцом мятежа имеет исторический характер.

Белинский писал после этой встречи с Лермонтовым своему другу В. П. Боткину:

«Недавно я был у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!... Печорин - это он сам, как есть. Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».

Белинский переживал тогда свой период решительного поворота к социализму, - конечно, утопическому, но революционному, связанному с верой в народ, с надеждами на революционное восстание против всего помощичье - самодержавного строя.

О чем же другом могли беседовать и спорить Белинский и Лермонтов в тиши и уединении военной тюрьмы? Лермонтов не со всем соглашался. Ему, очевидно, трудно было выйти из скорлупы своего одиночества. Но он впервые должен был почувствовать себя не одиноким. И, может быть, горячая речь Белинского открыла перед ним путь в будущее.

Во всяком случае, Белинский нашел в Лермонтове родственную душу, а это значит - душу страстного патриота - революционера. Белинский писал, что Лермонтов верно смотрел на искусство, следовательно, так же, как смотрел на него сам Белинский. А он требовал от искусства правдивого отражения жизни и служения народу, служения самым передовым, революционным идеям своего времени.

В зашифрованной десятой главе «Евгения Онегина» Пушкин намерен был сделать своего героя - героя 20 - х годов - декабристом. Таков был путь Онегина. Каким намечался путь Печорина, если бы его не постигла смерть? Можно сказать, что это был бы путь в кружок петрашевцев. Это, возможно, был бы путь и самого Лермонтова. Но приказ Бенкендорфа «убрать» был выполнен, хотя и с отсрочкой на несколько лет. Крепостники подыскали убийцу. Исполнителем подлого заговора оказался Мартынов - ничтожество, повторившее в своем облике черты Грушницкого. Творчество Лермонтова оборвалось на полуслове. Россия понесла невозместимую утрату.

Лермонтов ушел из жизни в блеске и расцвете прекрасной своей молодости. Он один из лучших, красивейших представителей русской молодежи, любимый, гениальный сын своего талантливого народа. Народ одарил его острым умом, горячим сердцем, неукротимой страстью борьбы за мать Родину.

Проходя через поколения русских людей, поэтическое творчество Лермонтова не теряет своей силы, своего обаяния. Он был и остается любимым поэтом молодежи. Его понимают теперь лучше, чем понимали раньше, в минувшие дореволюционные десятилетия. Он стал ближе к нам.

Чем же герой давнего времени близок героям нашего времени, нашей героической молодежи, строящей мосты от социализма к коммунизму? Что общего у Печорина с Олегом Кошевым и что у них различного? В чем перекличка поколений, отделенных столетием друг от друга?

Прежде всего - «глубокий и могучий дух»! Наше поколение нашло научное определение его в строгих положениях марксизма - ленинизма, в теории и в практике великой социалистической революции. Этот глубокий и могучий дух подымает на борьбу, на самоотверженный труд тысячи и сотни тысяч молодых строителей. В коммунизме наших дней живой революционной традицией живет и могучий дух наших предшественников, зачинателей русской революции, благородных мыслителей, великих писателей и поэтов.

В мятежных образах Лермонтова молодежь нашего времени захватывает и покоряет необычайная сила ненависти и презрения к проклятому строю рабовладения, подлого насилия над человеческой личностью. Социалистическая революция уничтожила этот строй в нашей стране, но ведь он еще живет вокруг нас, угрожает нам, - ведь он еще силен и владеет половиной земного шара. Мы их видим, организаторов разбойничьей войны, организаторов диверсий и провокаций. Читая Лермонтова, мы узнаем их. Это те же «свободы, гения и славы палачи», которые убили Пушкина, убили Лермонтова и еще тысячи лучших, благороднейших сынов своего народа и других народов. Они говорят не по - русски - в этом наша гордость, что не по - русски, - это наши смертельные враги, и не коммунист, не комсомолец тот, кто не презирает их, не ненавидит всей силой своей души. И Лермонтов остается учителем нашей молодежи в этой ненависти ко всему старому, отжившему, что калечит жизнь миллионов людей за рубежами нашей страны и еще уродует пережитками капитализма сознание иных юношей и девушек в нашей стране.

С героем лермонтовского времени роднит героя нашего советского времени и сознание своего морального и политического превосходства над тупоумными властителями капиталистического мира. Печорин презирал дворянское общество, реакционное, невежественное, пошлое. Но, сознавая свое превосходство над ним, он не чувствовал ни в себе, ни вокруг себя сил, способных уничтожить это человекоубийственное общество. И от этого его злоба переходила в озлобленность. Отсюда и та «охлажденность» чувств, о которой писал Белинский.

Герой советского времени видит силу коммунизма, силу революционного рабочего класса. Наша молодежь вступает в жизнь, окрыленная великими победами и великими подвигами. Она видит торжество передовых идей социализма и мира, видит прекрасное, волнующее зрелище народов, сбросивших цепи капитализма и идущих вслед за нами по пути славных побед. Но чем больше успехи лагеря социализма и демократии, тем сильнее сопротивление врага, и ненависть к нему остается у нас на вооружении, и поэзия Лермонтова, гневная и страстная, играет не малую роль в воспитании нашей молодежи.

Герой лермонтовского времени был одинок. «Один в поле не воин», - учит трусливая мудрость буржуазной старины. Лермонтов был по природе воином, оставаясь почти одним в поле. Он не сдался. Его боевой дух был неукротим. Либеральная «осторожность» была ему чужда. И это привлекает героев нашего времени в Лермонтове, хотя одиночество давно ушло из нашей жизни, и лучшие, передовые люди наших дней чувствуют повседневную твердую опору в Коммунистической партии, в комсомоле, во всем нашем народе.

И, наконец, то, что передается великой эстафетой из одного поколения в другое, от одного «героя нашего времени» к другому, - глубокая любовь к Родине. Ее не выразить обычными словами политической прозы. Она требует особых, поэтических слов, рожденных патриотическим вдохновением великих мастеров художественного образа. И когда мы хотим облечь волнующие нас чувства в достойные слова, мы читаем, перечитываем - вслух или про себя - незабываемые стихи Пушкина, Лермонтова, Маяковского и других великих поэтов прошлого и советского времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены