Пушкин убит... Весть об этом мгновенно облетела Петербург. Тысячи людей бросились к дому поэта. Жандармы уже окружали дом плотной стеной. Кто убил? Почему?.. Печать, верная правительству, молчала. Потрясенный народ не верил официальной версии: Пушкин будто бы сам виновен в своей смерти; причина дуэли - ревность поэта, все дело якобы имеет личный характер.
Нет, это не так. Народ не верил. Он искал объяснения. Никто не мог дать его. Кто знал, молчал. И вдруг, словно молния сверкнула, сказано было правдивое слово, сказано с гневом, страстью, сказано с великой любовью к Пушкину, с глубокой ненавистью к его убийцам.
Из рук в руки передавалось стихотворение неизвестного поэта. Оно в то время не могло быть опубликовано, да в этом не было нужды. Тысячи рук переписали его, размножили, передавали из уст в уста.
Стихотворение «Смерть Поэта» поразило своей поэтической силой. Так написать мог бы только сам Пушкин. Словно из его гроба послышался этот голос печали и гнева.
Это был революционный голос. Поэт прямо указал па убийц Пушкина - придворную банду сановников во главе с самим царем Николаем I. Дантес был только исполнителем подлого заговора. Автор стихотворения с презрением отводил его в сторону:
... Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый.
На что он руку поднимал!
Придворная аристократия, высшие круги правящего дворянства - вот кто направил дуло пистолета в грудь Пушкина. Не личный, семейный характер имела роковая дуэль, а глубоко политический.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона.
Пред вами суд и правда - все молчи!
Это был обвинительный акт, предъявленный не отдельным сановникам, а всему самодержавию. Поэт не ограничился обличением царизма. Он обещал суд и возмездие:
... Есть грозный судия: он ждет.
Он не доступен звону злата...
Этим грозным судьей мог быть только революционный народ. Поэт предсказывал приговор:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Надо перенестись мысленно на сто с лишком лет назад, в мертвящую атмосферу николаевского застенка, чтобы представить себе впечатление, которое произвели эти пламенные стихи. «Революция! Мятеж!» - закричали сановники, узнавшие в обличительных стихах себя. Великосветские салоны зажужжали, как потревоженные осиные гнезда. Кто он, этот дерзкий поэт?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.