Если бы Шоу прожил еще несколько лет, сколько веселых минут доставил бы он всем нам остротами по поводу своего собственного столетнего юбилея! Как интересно было бы послушать его высказывания в период между 1950 и 1956 годами, когда разгорелась «холодная война», а движение народов за мир набирало силы и крепло!... А ведь он вполне мог дожить до знаменательного дня своего столетия, если бы не несчастный случай. Шоу был здоров и крепок, но в сентябре 1950 года он упал, сломал бедро и в начале ноября умер.
Бернард Шоу родился в июле 1856 года в протестантской семье. Его трудовая жизнь началась с должности кассира в земельной конторе. Но вскоре он бросил службу и в 1876 году уехал в Лондон, где целиком посвятил себя литературной деятельности. Однако ни один из пяти романов, написанных им в течение нескольких лет, ему так и не удалось издать ни в Англии, ни в США. Но Шоу продолжал заниматься журналистикой, писал критические статьи, был искусствоведом и даже музыкальным критиком, выступая под псевдонимом Корно ди Басетто. Уже в то время у него выработался меткий, острый, ломающий общепринятые нормы стиль. Уже тогда писатель отказался от поверхностного отношения к жизни, он стремился проникнуть в глубину явлений, доискиваясь подлинной правды. В 1892 году была поставлена его первая пьеса, «Дома вдовца». И в этом жанре он нашел себя, обрел средство, с помощью которого мог с наибольшей яркостью и полнотой выразить свою творческую индивидуальность. Ему было за тридцать, когда он впервые выступил на драматургическом поприще.
Шоу прежде всего был разрушителем всего ложного, поддельного, притворного. Он беспощадно разоблачал ложь и лицемерие буржуазии, и это доставляло ему величайшее удовольствие, окрыляло его ум, придавало еще большую остроту, едкость и иронию его сатире.
Срывая покровы с неприглядных и позорных явлений, Шоу делал это столь увлекательно и интересно, что покорял все новые круги читателей.
В пору, когда сценическое искусство Англии с его приторной слащавостью и сентиментальной фальсификацией опустилось до небывало низкого уровня, когда даже туманные намеки на реальную действительность изгонялись со сцены, Шоу ворвался в театр, требуя, чтобы он стал «фабрикой мысли». В пору, когда на сцене не осмеливались даже шепотом говорить о реальных фактах экономического положения страны, Шоу ввел эту тему в самой резкой и вызывающей форме.
В пьесе «Дома вдовца» драматург показал благопристойных буржуа, жиреющих от доходов со сдаваемых в аренду 26 июля исполняется 100 лет со дня рождения великого английского драматурга - гуманиста Джорджа Бернарда Шоу. По решению Всемирного Совета Мира эту дату отмечает все прогрессивное человечество.
Автор публикуемой статьи Джек Линдсей - известный английский романист, поэт и литературный критик. Он один из активных участников борьбы за мир.
Статья о Бернарде Шоу, написанная специально для «Смены», прислана автором из Англии.
трущоб, подобно тому как «мухи жиреют от нечистот».
Вскоре Шоу написал пьесу «Профессия госпожи Уоррен». Героиня этой пьесы - молодая девушка - после окончания университета узнает, что она получила образование на средства, которые ее мать извлекала от публичных домов. За то, что Шоу разоблачил паразитизм и проституцию, свившие гнездо в самом сердце капиталистической системы, критики обвинили его в том, что он «развращает искусство и сводит его к пропаганде». Заинтересованные лица добились запрещения пьесы. Но Шоу «Профессией госпожи Уоррен» уже спас английскую драматургию от банальности, фальши и деградации.
Острая, сокрушительная сила его ума была направлена на то, чтобы показать всю структуру буржуазного общества, раскрыть не просто случайные недостатки, а в каждом драматическом эпизоде обнажить разложение и жестокость, типичные для беспощадного и обреченного строя. Он показал подлинное лицо буржуазии, показал, что каждая минута ее существования куплена ценой эксплуатации, ценой порабощения человека.
Бернард Шоу никогда не забывал об основном - о наличии эксплуатации в буржуазном обществе. Он усиливал и углублял драматический конфликт, изображая людей такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели казаться. Благодаря этому в произведениях Шоу мир представал во всей драматичности его конфликтов и противоречий.
Это замечательное достижение Шоу - драматурга было бы невозможно без знакомства с трудами Маркса. В 1880 году он прочел «Капитал», и его представление о людях и вещах нашло прочную основу. По словам самого Шоу, после чтения Маркса он стал «человеком с каким - то делом в мире». Он нашел цель в жизни и с тех пор оставался ей верен.
Сила Шоу в том, что он понял истинную природу эксплуатации в классовом обществе, понял, что такое общество уродует человека. Слабость Шоу в том, что он так и не обрел полностью веры в рабочий класс, не понял, каким образом процесс эксплуатации порождает этот класс, историческая миссия которого - покончить со всякой эксплуатацией.
Социализм оставался для Шоу интеллектуальным и нравственным идеалом. В свете этого идеала он продолжал критиковать буржуазное общество, высмеивать его притворство. В свете этого идеала Шоу создавал свои великолепные остроумные пьесы, разящие, как удары рапиры. Но то отнюдь не было выражением научной теории, которая руководит революционной борьбой рабочего класса.
Свои интеллектуальные наклонности Шоу обнаружил еще в молодости, когда вступил в Фабианское общество. Оно состояло из принадлежавших к средним классам интеллигентов с реформистским мировоззрением, которые считали, что простое расширение государственного контроля безболезненно приведет к социализму. Молодой Шоу предпочел фабианцев более пролетарской и классово - сознательной социал - демократической федерации. И хотя Шоу никогда не был заядлым фабианцем, хотя все наиболее глубокое в его взглядах выходило за рамки фабианского мировоззрения, оно все же проявлялось в неспособности драматурга изображать подлинную борьбу против капитализма, найти в этой борьбе драматическое решение для своих пьес.
В «Домах вдовца» Шоу с потрясающей силой изобразил порочность капиталистической системы, но в пьесе нет и намека на то, в чем выход, как исправить положение. Одна из героинь пьесы «Профессия госпожи Уоррен», Виви, не в состоянии взглянуть в лицо социальной правде, которую ей пришлось узнать. Вместо того, чтобы бороться, она ведет бесцельное существование.
О Шоу нельзя сказать, что он сбился с пути, отказался от своих убеждений и предался самообману. Он никогда не забывал правды, которую почерпнул у Маркса, - даже тогда, когда казалось, что он отходил от нее. Эта правда постоянно напоминала о себе Шоу и возвращала его к ясному пониманию сущности эксплуатации. В его пьесах мы видим борьбу между Шоу - фабианцем, увязшим в мистической идее «эволюции и жизненной силы», и Шоу - учеником Маркса, трезво, реалистически оценивающим факты и события. Шоу - художник всегда на стороне Шоу - марксиста; Шоу же фабианец пытается растворить в водичке крепкое вино своего творчества.
Итак, в пьесах Шоу все время происходит острый конфликт. Мы сталкиваемся в них с элементами путаницы, своеволия и в то же время с противостоящими им ясностью и проницательностью. И эта внутренняя борьба, хотя порой она в какой - то мере и ослабляет драматургические возможности, придает известную остроту пьесам, делает их более интересными.
Шоу обладал не только разящим остроумием, в нем жил и поэт. Иногда поэтические стремления уводили его в сторону, в неопределенность и идеализм, позаимствованные у Бергсона и Ницше. Но в своих лучших произведениях Шоу - поэт и Шоу - драматург - сатирик идут рука об руку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.