Вечер с «Привидениями»

Н Дмитриева| опубликовано в номере №924, ноябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Она вышла мне навстречу - высокая, в белом с кружевными оборками фартучке. У нее было «окно», и мы надеялись спокойно поговорить в грим-уборной. Светлана включила погромче динамик над дверью, чтобы не пропустить выход, и комнату заполнили голоса со сцены. В этот вечер в филиале Малого театра шла пьеса Г. Ибсена «Привидения». Светлана Жгун играла Регину Энгстран. Полуприслуга-полудочь фру Ал винг, воспитанная «по-благородному» и подающая фру и ее сыну шампанское. Молодая, красивая, жизнерадостная, но сдержанная, как бы затаившаяся и безжалостная, - в этом несчастном доме. Маленькая роль. Но в Малом театре в начале этого века Регину играла В. Н. Рыжова; но сейчас на сцене в роли фру Алвинг актриса редкого таланта Елена Николаевна Гоголева... И это и ней в комнату фру Алвинг придет высокая белокурая девушка в фартучке с кружевными оборками.

- Света Жгун! - неожиданно раздается совсем «не сценический» голос из динамика.

Светлана встает, быстро оглядывает себя в зеркало и как-то по-особенному вскидывает голову. И вот она уже Регина. Шагает через порог, слегка сгибаясь под притолокой. И скоро в динамике голос Регины: «Вы меня вызывали?» - и голос Елены Николаевны Гоголевой - Алвинг: «Принеси лампу, Регина». «Сейчас. Я уже зажгла».

Я слышу голоса: пастор Манерс, Освальд, фру Алвинг, Регина - и вспоминаю начало нашей беседы со Светланой Жгун: как она пришла в Малый театр, в кинематограф. Как стала актрисой.

- Это был прелестный спектакль! - с искренним восторгом говорила Светлана, раскачиваясь на стуле. Длинное платье Регины ей очень шло. - Я играла главную роль - Емелю-дурачка, а моя младшая сестренка... ведро. Меня привязывали к печке, возили на ней по сцене, и распевала я песню Емели. Успех колоссальный. Нас приглашали в другие школы, клубы...

Потом Света посерьезнела и рассказала мне судьбу одинокой женщины, ее школьной учительницы, которая поставила этот спектакль и впервые внесла в душу Светланы смятение - оно потом превратится в непреодолимое влечение к театру.

Как часто судьбы молодых актрис бывают похожи одна на другую: участвовала в школьной самодеятельности, прошла по конкурсу в театральный институт, и вот уже театр становится «родным домом».

А Светлане отец не разрешал и думать о театре. Она поступала в медицинский институт, но «схватила» тройку по химии. Честно говоря, не очень и жалела, что не прошла, только страшно было идти домой: попадет ведь. Ее приняли в энергетический техникум на теплотехнический факультет. Так она стала специалистом по котельным установкам. Работала в проектном институте, сидела над чертежами, но попросилась на завод, в цех. На заводе ей нравилось. И еще ей нравилось читать со сцены стихи, целые поэмы.

... Мне кажется, у нее даже голос изменился - там, на сцене. Стал глубже, звучней, богаче интонациями: «Сударыня! Слышите? Народ кричит!

Освальд. Что случилось? Откуда этот свет?

Регина (кричит). Приют горит!»

Раздались аплодисменты: закончилось второе действие. Совсем недавно Освальд говорил матери о Регине: «Ты обращала внимание на ее походку? Какая твердая и свободная поступь!» Она так и вошла - свободными, твердыми шагами, устало присела на стул, просто улыбнулась.

Теперь она рассказала мне о том, как все-таки решилась сдать конкурсные экзамены в ЛГТИ (Ленинградский государственный театральный институт). Это был последний для нее год, когда можно было поступать в театральный вуз: ей уже исполнилось 20 лет. Неожиданно для товарищей по заводу и даже для нее самой ее приняли.

Юлия Солнцева пригласила Светлану Жгун с четвертого курса сниматься в фильме «Повесть пламенных лет» по сценарию А. Довженко. Ульяна - первая роль Светланы в кино. Молодость, обаяние, умение найти в образе неповторимые черты и передать их на экране и, конечно, дарование - все это помогло Светлане создать несколько интересных работ в кинофильмах «Большая руда», «Будни и праздники», «Товарищ Арсений». Только что Светлана закончила сниматься в новом фильме В. Шукшина «Братья». В Малом театре она недавно, но уже занята в нескольких спектаклях: «Палата», «Главная роль», «Госпожа Бовари», «Привидения». Но самой удачной и самой большой ее ролью остается Поликсена в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». Это очень хорошо и знаменательно, что в «доме Островского» любимой ролью молодой актрисы стала роль из классического, традиционного репертуара Малого театра.

«... Голос фру Алвинг: Регина, я вижу теперь - ты погибнешь!

Регина. Э, ладно! Adieu!» Спектакль «Привидения» подходил к концу. Мы вышли на улицу, когда со сцены еще слышались голоса и Освальд (Н. Подгорный) хотел увидеть «солнце». А на Ордынке было темно и тихо. В метро «Добрынинская» стояли парни, кого-то ждали, а может быть, просто так. Мы пили газировку из автоматов, и Светлана в своем клетчатом пальто, высокая, стройная, была похожа на спортсменку (она и правда любит играть в волейбол), парни все смотрели, как она шла к эскалатору, и как он увозил ее вниз.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены