Размышления спортивного журналиста
В конце прошлого века по крупнейшим циркам гастролировал русский акробат Иосиф Сосин. Он исполнял «экстра-номер» — двойное сальто. Никто в мире больше не делал такого прыжка. Потом номер перешел в наследство сыну акробата Александру Сосину вплоть до 1925 года афиши кричали аршинными буквами: «Смертельный прыжок: два сальто! Два!..» Артист выходил под торжественную барабанную дробь, исполнял один-единственный трюк и уходил. Это потрясало.
Но вот на первенстве СССР по акробатике 1949 года спортсмен Леонид Свешников рискнул продемонстрировать легендарный прыжок. А уже через несколько лет на очередном первенстве двойное сальто исполняли едва ли не все участники. Пришлось даже снижать коэффициент трудности за это упражнение. Теперь в комбинации мастеров-акробатов входит двойное сальто, соединенное еще с несколькими переворотами. Так была освоена техника прыжка и преодолен страх перед ним.
Спортсменам и их тренерам хорошо известен «психологический рубеж». Один из сильнейших шестовиков прошлого прибил в своей комнате планку на высоте четырех метров (выше тогдашнего рекорда) и ежедневно смотрел на нее. Так он привыкал к высоте. В истории прыжков с шестом бывали и «обманные рекорды», тренер незаметно для спортсмена поднимал планку, и прыгал, сам того не ведая, брал рекордную высоту. Конечно, физически он был подготовлен к этому, но оставалась неуверенность, тот психологический рубеж, который следовало преодолеть.
«Как приходит в мир открытие? Сначала люди считают, что оно невозможно. Потом является невежда, который этого не знает». Это шутка Альберта Эйнштейна. Таким «невеждой» в спорте стал мировой рекордсмен Валерий Брумель. Он прыгнул в высоту на два метра с четвертью, хотя считалось, что это невозможно. Вообще «предел» в спорте — понятие весьма и весьма относительное.
Недавно в нашей спортивной жизни произошло знаменательное событие, к сожалению, не замеченное печатью: олимпийский чемпион Василий Руденков выполнил норму мастера спорта по штанге. Каких-нибудь десять лет назад показанный результат был бы рекордом страны. А ведь Руденков даже не штангист, он легкоатлет-метатель и штангой занимался в порядке общей физической подготовки. Так вчерашний «предел» становится сегодня доступным многим.
А много ли это — рекорд? Вопрос не так странен, как кажется. В самом деле, не быстро ли проплыть стометровку со средней скоростью, скажем, 10 километров в час? «Вроде бы не очень»,— решите вы. Но нынешний рекорд мира установлен при скорости в полтора раза меньшей. Он равен на стометровке 53,6 секунды... Спринтер Армии Хари пробежал 100 метров за 10 секунд. Феноменально? Да, потому что никто из людей еще не бегал так быстро. Но определим опять среднюю скорость — 36 километров в час. И это на самой короткой дистанции! Многие животные бегают гораздо быстрее.
Значит, сегодняшние рекордные результаты еще очень низкие. Посмотрим. Сильнейший из людей Юрий Власов поднимает 8 одном движении более двух центнеров. Удар ноги спринтера равен полутонне. Это уже те пределы, когда вступают в силу законы сопротивления материалов — костей и связок. «Можно бы гору свернуть, да кости трещат»,— говорят в народе. При таких больших нагрузках часты микротравмы — порывы отдельных мышечных волокон. Это, быть может, одна из причин того, что рекорды в том же спринтерском беге обновляются так медленно.
Почти полстолетия назад американец Дональд Липпенкот пробежал 100 метров за 10,6 секунды. Лишь через девять лет результат был улучшен на 0,2 секунды. Следующая десятая секунды была сброшена еще через девять лет. В 1935 году «черная молния» Джесси Оуэне установил рекорд — 10,2. Понадобилось целых двадцать лет, чтобы этот результат был улучшен всего на 0,1 секунды, И лишь в 1960 году Хари (ФРГ) преодолел дистанцию со скоростью, как мы установили, 36 километров в час. Судите сами, мала ли эта скорость.
В чем сущность рекорда? Спортивные судьи определяют результат в метрах, секундах или килограммах — в зависимости от вида спорта. Но это только цифровой показатель. Суть же в том, что человеческий организм произвел работу максимального напряжения. Энергия в мышцах возникла за счет распада богатого энергией вещества — аденозинтрифосфорной кислоты, или, попросту, АТФ. Сердце стало сокращаться быстрее. Как говорят физиологи, увеличился его минутный объем. Резко возросла потребность в кислороде.
Но человек при работе максимальной мощности каждую минуту может вдохнуть лишь десятую часть того кислорода, которого требует организм. Поэтому после финиша спортсмены так учащенно и глубоко дышат: надо покрыть «кислородную задолженность», И вот, оказывается, способность организма работать «а долг» становится решающей там, где требуется скоростная выносливость,— в беге, плавании, коньках, велосипедных гонках (везде — на коротких и средних дистанциях). Подсчитано, например, что рекорд мира в беге на 800 метров будет побит тем спортсменом, организм которого сможет образовать «кислородную задолженность» около 26 литров. Конечно, в сложной работе человеческого организма это лишь один из факторов.
...Без малого две с половиной тысячи лет назад в сражении близ местечка Марафон греки победили персов. Древнегреческий воин, пробежавший с радостной вестью 42 километра до Афин, крикнул только: «Мы победили!»,— упал и умер от усталости. В наше время в беге на классическую марафонскую дистанцию участвуют сотни спортсменов, причем многие из них стартуют по нескольку раз в году. Они, безусловно, выносливее античного бегуна. По ряду косвенных данных можно примерно определить, какими были высшие достижения по метанию диска, прыжкам в длину, поднятию тяжестей на античных олимпиадах. Эти результаты намного ниже современных рекордов. Почему? Все дело в тренировке спортсменов.
Атлеты в Древней Греции тоже тренировались. Их записывали в специальные списки и в течение десяти месяцев до очередных Олимпийских игр они должны были упражняться. Но их тренировка существенно отличалась от современной.
Каждому специальному движению спортсмена на тренировке предшествует «думательная» работа его тренера. Педагог уже не может довести своего ученика до сегодняшних высоких результатов, основываясь только на своем практическом опыте. Современный тренер имеет высшее образование, зачастую он видный ученый в области педагогики, психологии или физиологии спорта. Он отлично знает организм человека и стремится развить в своем ученике необходимые физические и волевые качества. Его тренировка целенаправленна.
Был произведен такой опыт. Гипнотизировали нетренированных людей и спортсменов-штангистов. И тем и другим внушали, что они стали сильнее. Нетренированные люди под влиянием такого внушения действительно поднимали больший вес, чем всегда. Но у спортсменов оно не вызывало никакого прироста силы сверх той, которая у них была развита разумной, целенаправленной тренировкой.
Рекордсмен мира в беге на 10 тысяч метров Петр Болотников пошутил однажды: «У машины меняют ходовую часть после 30 тысяч километров пробега. Я пробежал гораздо больше». Спортсмен на тренировках обежал земной шар по экватору!
Прыгуну и метателю, как и бегуну, нужны сильные ноги, Валерий Брумель на тренировках приседает с весом, более чем вдвое превышающим его собственный. Еще поразительнее сила ног известного метателя молота Юрия Бакаринова. Он, приседая, держит на плечах груз больше четверти тонны!
...Тренируется Валерий Брумель. Спортсмен делает разбег, и — что это? — вы слышите многократно усиленный звук его шагов. Присмотритесь. В углу сектора для прыжков лежит маленький прибор — сейсмодатчик. Он регистрирует землетрясения от... толчка ногой о землю. Сотрясения ничтожны, но, переданные через микрофон, они слышны спортсмену. Так вырабатывается ювелирно точный, математически рассчитанный разбег. Спортсмен слышит свои шаги и записанный на магнитофонную ленту необходимый ритм. Он стремится, чтобы оба эти звучания совпали. Это лишь маленький эпизод тренировки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.